«очищает» его, «Очищение» (катарсис) находит свое выражение в том, что при взаимодействии художественной и житейской эмоции последняя избавляется от отдельных элементов, которые в процессе сопереживания художественному герою осуждаются и обогащаются другими, которые превозносятся, то есть социализируют свои личные переживания (28, 29). Средствами работы со студентами, при которых различные поступки описываемых персонажей способствуют их адекватной ориентации в окружающей действительности и служат образцами в их собственном поведении являются: восприятие текста, игра-буриме, играбеседа, игра-драматизация, творческая ролевая игра по сюжету произведения. Наиболее значимыми, на наш взгляд, является игра-беседа и игра-драматизация. В условиях проведения игры-беседы преподаватель получает возможность дать характеристику поступкам героев, их нравственных качеств, увеличивая тем самым силу воздействия художественного произведения на эмоции студента. Студенты в ходе проведения игры-беседы подражают интонациям того персонажа, которому они сопереживают. Это способствует выделению сопереживания в эмпатическом процессе, анализу возможностей его перехода в сочувствие. Игра-беседа в некоторой степени позволяет выявить и предполагаемые идентификации студентов с персонажами. Сочувствие выражается открыто, прямо и ярко. В игре-драматизации студенты, взяв на себя главные роли должны действовать сначала как бы за другого, проникнуться его чувствами, идентифицируя себя с героем. Главное в игре-драматизации возможность вчувствоваться в роль: совершать определенные поступки, принимать решения, приводящие к очевидным результатам при разрешении драматических коллизий. Игра-драматизация представляет широкие возможности дополнять, дочувствовать, допереживать то, что не было |
дожественного произведения сопереживает горю персонажей, разделяет их страдания и боль. У него возникают эмоции, а не только знания, как при чтении теоретического трактата. Эмоция сопереживание художественному образу, по мнению Н.Б. Берхина, обладает следующими особенностями: данное чувство является фиктивным (переживают не р е альному герою, а воображаемому); чувство контролируемое, реципиент и автор произведения все время отдают себе отчет в фиктивности своего сопереживания; носит преднамеренный, произвольный и управляемый характер (эта эмоция обобщенная, в ней находят выражение общественно-признанные ценности, те ценности, которые автор и общество считают прогрессивными). Художественная эмоция сопереживание непроизвольно вызывает другую эмоцию сопереживание самому себе, которая, по правилу бумеранга, возвращается к первоисточнику, т.е. воздействует на сопереживание художественному образу, обогащая его. Сопереживая художественному образу, реципиент одновременно сопереживает своим самым интимным, тревожным, болезненным эмоциям и тем самым совершенствует себя, свою духовную деятельность (Б. Спиноза). Сопереживание художественному образу преобразует житейское переживание, «очищает» его. «Очищение» (катарсис) находит свое выражение в том, что при взаимодействии художественной и житейской эмоции, последняя избавляется от отдельных элементов, которые в процессе сопереживания художественному герою осуждаются и обогащаются другими, которые превозносятся, т.е. социализируют свои личные переживания (28, 29). Средствами работы со студентами, при которых различные поступки описываемых персонажей способствуют их адекватной ориентации в окружающей действительности и служат образцами в их собственном поведении являются: восприятие текста, игра-буриме, игра-беседа, игра-драматизация, творческая ролевая игра по сюжету произведения. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являлись играбеседа и игра -драматизация. В условиях проведения игры-беседы преподаватель получает возможность дать характеристику поступкам героев, их нравственных качеств, увеличивая тем самым силу воздействия художественного произведения на эмоции студента. Студенты в ходе проведения игры-беседы подражают интонациям того персонажа, которому они сопереживают. Это способствует выделению сопереживания в эмпатическом процессе, анализу возможностей его перехода в сочувствие. Игра-беседа в некоторой степени позволяет выявить и предполагаемые идентификации студентов с персонажами. Сочувствие выражается открыто, прямо и ярко. В игре-драматизации студенты, взяв на себя главные роли должны действовать сначала как бы за другого, проникнуться его чувствами, идентифицируя себя с героем. Главное в игре-драматизации возможность вчувствоваться в роль: совершать определенные поступки, принимать решения, приводящие к очевидным результатам при разрешении драматических коллизий. Игра-драматизация представляет широкие возможности дополнять, дочувствовать, допереживать то, что не было понято и прочувствовано во время чтения художественного произведения. |