Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 91]

Рябинин Д.
: «Быть эмпатичной личностью значит не оставлять человека наедине со своими горестями и разочарованиями, найти для него слова утешения, показать свое сострадание, а не отворачиваться, ссылаясь на свою занятость, на свои проблемы».
Однако настораживает тот факт, что среди наиболее значимых качеств личности учителя таких, как глубокое знание предмета, справедливость в выставлении оценок, эмпатия, скромность, серьезность, незлопамятность, искренность, умение хорошо объяснять, донести материал до каждого, эрудиция, требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора, приятная внешность, терпеливость, спокойствие, доброта, душевность, ровное отношение ко всем, заботливость, только
16,9 % студентов отдали предпочтение эмпатии (1 место 6,1%; 2 место 2,3% 3 место 8,5%).
Признавая значимость этого качества, 18,3%, отодвигают его на 7-е место; 54,2% студентов на 9-14.
Сетуя на бездушие учителей, на их непонимание учеников,
10,6% студентов ставят эмпатию на предпоследнее место.
Эти данные свидетельствуют о недостаточном понимании сущности такого педагогического феномена, как эмпатия.
Пробуждающийся у студентов интерес к своему внутреннему миру и внутреннему миру другой личности находится в противоречии с недостаточным объемом теоретических знаний по исследуемому феномену.
Вот почему экспериментальную работу по
формированию эмпатии у студентов с различным уровнем ее развития мы начинали с введения их в мир педагогических понятий, категорий, терминов, ценностных установок гуманистической парадигмы образования, с осознания важности таких свбйств личности учителя, как эмпатия, эмпатическое слушание, положительная установка на собеседника, развитое внимание.
Такую информацию мы давали на лекционных и практических занятиях
психолого-риторического цикла.
К работе привлекались и сами студенты, которые по желанию могли выступать в роли докладчиков, содок
[стр. 117]

Алеша Г.: «Быть эмпатичной личностью значит не оставлять человека наедине со своими горестями и разочарованиями, найти для него слова утешения, показать свое сострадание, а не отворачиваться, ссылаясь на свою занятость , на свои проблемы».
Однако настораживает тот факт, что среди наиболее значимых качеств личности учителя таких, как глубокое знание предмета, справедливость в выставлении оценок, эмпатия, скромность, серьезность, незлопамятность, искренность, умение хорошо объяснять, донести материал до каждого, эрудиция, требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора, приятная внешность, терпеливость, спокойствие, доброта, душевность, ровное отношение ко всем, заботливость, только
18,9 % студентов отдали предпочтение эмпатии (I место 7,1%; 2 место 2,3% 3 место 9,5%).
Признавая значимость этого качества, 16,7%, отодвигают его на 7-е место; 51,4% студентов на 9-14.
Сетуя на бездушие учителей, на их непонимание учеников,
13% студентов ставят эмпатию на предпоследнее место.
Эти данные свидетельствуют о недостаточном понимании сущности такого педагогического феномена, как эмпатия.
Пробуждающийся у студентов интерес к своему внутреннему миру и внутреннему миру другой личности находится в противоречии с недостаточным объемом теоретических знаний по исследуемому феномену.
Вот почему экспериментальную работу по
становлению эмпатии у студентов с различным уровнем ее развития мы начинали с введения их в мир педагогических понятий, категорий, терминов, ценностных установок гуманистической парадигмы образования, с осознания важности таких свойств личности учителя, как эмпатия, эмпатиче

[стр.,118]

ское с л у ш а н и е , положительная установка на, собеседника, развитое внимание.
Такую информацию мы давали на лекционных и практических занятиях
психолого-педагогического цикла.
К работе привлекались и сами студенты, которые по желанию могли выступать в роли докладчиков, содокладчиков
или оппонентов.
Все это, на наш взгляд, создавало условия для их адаптации, для вхождения в сложный процесс социализации, приобретения нового статуса, а также способствовали раскрытию индивидуальных особенностей каждого студента, скрытых черт его характера, свободы выбора ценностей, помогало изменить отношение к окружающим людям и действительности, преодолеть эмоциональные барьеры.
Полученные студентами знания об эмпатии позволили им более обдуманно включиться в процесс ее становления.
Так, например, студенты с уровнем развития «эмпатия-сочувствие» (Мурат А., Оля Б., Вероника Д., Алеша Г.
и др.) выразили желание познакомиться с историей возникновения и задачами таких направлений в современной теории и практике образования, как гуманистическая педагогика и гуманистическая психология.
С этими студентами мы спланировали работу по ознакомлению их с системой «недирективного обучения», с концепцией иерархии человеческих потребностей (А.
Маслоу), с опытом понимания человека, который демонстрируют психологические работы и монографии Л.
Шертока и Р.
де Соссюра, К.
Бютнера, Анны Фрейд и др.
Вторая группа диагностических методик была направлена на исследование когнитивного компонента структуры эмпатии.
Одним из показателей сформированности когнитивного компонента структуры эмпатии является эмпатическое слушание.
Для выявления его исходного состояния применялся тест «Что 118

[Back]