Проверяемый текст
Момотов, Виктор Викторович. Формирование русского средневекового права в IX - XIV вв. (Диссертация 2003)
[стр. 13]

13 домашними делами.
Если сын отделится от отца или матери и не прокормит их до смерти, то не наследует после них; кто жил с умершим, тот наследует, будет ли то отец, мать, сын, брат, сестра или кто из ближних родственников...
Наследует, если так можно выразиться, дом, а не лицо.
На том же основании жена после мужа владеет его имением, а муж имением
жены после ее смерти и до нового брака, то есть пока не будет основано новое семейство, новое хозяйство»'.
В случае отсутствия близких родственников имущество переходило социальной группе, к которой принадлежал наследодатель.
Постепенно стала формироваться правовая традиция, когда субъективная воля наследодателя стала принимать форму завещательного распоряжения.
Одним из первых нормативных источников
отражающей характер субъективной воли наследодателя в средневековой Руси, считаются договоры Руси с Византией.
Содержание ст.
13 Русско-Византийского договора 911 г.,
по нашему мнению, фактически впервые на уровне межгосударственного соглашения раскрывала суть правовой традиции наследования у восточных славян.
Так, например, им предусматривалась процедура наследования для лиц, служивших у византийского императора и временно, в силу изложенных обстоятельств, находившихся на территории Византии.
В одной из норм этого договора говорится: «Если кто умрет, не завещав своего имущества, а своих родственников у него нет в Византии, то пусть возвратят его имущество ближайшим родственникам «малым ближикам» на Руси.
Если же он оставил имущество, то пусть тот, кому он оставил распоряжение наследовать
имущество, возьмет завещанное и наследует им»2.
Из анализа статьи можно сделать заключение, что данной нормой распорядителями права на имущество, оставшееся после смерти наследодателя, были представители славянской общины, проживавшей в Византии, т.
е.
имущество по завещание можно было получить либо у тех русских, которые Кавелин К.Д.
Сочинения в 4 т.
СПб., 1907.
Т.
4.
С.
48.

2 Памятники русского права.
М., 1952.
Вып.
1.
С.
13.
[стр. 236]

Н.
Товстолес', М .М .
Ковалевский® и др.
Некоторые исследователи были приверженцами изначальной свободы завещания в Древней Руси (А .
Рейц®, К.
Неволин*, И.
Беляев®, Б.И.
Чичерин®, В.И.
Сергеевич’ , В.
Никольский)®.
В эпоху раннего Средневековья общие принципы наследования отражали определенный порядок передачи прав от лица к лицу, веками формировавшийся в славянском обществе.
Такой порядок не представлял ничего экстраординарного, будучи характерным для многих государств средневековой Европы итогом закономерной эволюции человеческого сообщества, стоящего на определенной ступени своего развития.
Согласно этому порядку наследодатель не имел права наследовать имущество сторонним лицам.
Воля наследодателя в этот период времени связана узами кровного и семейного родства, в соответствии с которыми он вынужден свои права наследовать семье и роду.
Традиции обычного права, как верно отмечает К .Д .
Кавелин, определяли особые правовые контуры наследственного права, в соответствии с которым «наследство представляет собой нечто целое, рассматривается не как имущество, а как хозяйство, которое не делится между лицами, а достается вполне тому или тем, кто остается после умершего в его доме, на том же корню и заведывает его домашними делами.
Если сын отделится от отца или матери и не прокормит их до смерти, то не наследует после них; кто жил с умершим, тот наследует, будет ли то отец, мать, сын, брат, сестра или кто из ближних родственников...
Наследует, если так можно выразиться, дом, а не лицо.
На том же основании жена после мужа владеет его имением, а муж имением
236 ‘ Товтолес Н.
Общая собственность по русскому гражданскому праву И Журнал министерства юстишш.
1900.
Оет.
’ Ковалевский М.М.
Современный обычай и древний закон.
М., 1886.
Т.
2.
’ Рейц А.
Опыт истории российских государственных и гражданских законов.
М., 1836.
' Неволин К.
История российских гражданских законов.
СПб..
1845.
Т.
1~3.
’ Беляев И.
О наследстве без завещания по древним русским законам.
М., 1858.
' Чичерин Б.И.
Опыты по истории русского права.
СПб., 1903.
’ Сергеевич В.И.
Лекции и исследования по древней истории русского права.
СПб., 1903.
* Никольский В.
О началах наследования по тфевиему русскому праву.
М., 1859.


[стр.,237]

жены после ее смерти и до нового брака, то есть пока не будет основано новое семейство, новое хозяйство»'.
При отсутствии же ближних родственников имущество переходило социальному миру, в котором проживал наследодатель.
Постепенно в этих условиях стала формироваться правовая традиция, учитывающая субъективную волю наследодателя, облекая ее в форму завещательного распоряжения.
Одним из первых нормативных источников,
позволяющих судить о природе наследования, отражающей характер формирования субъективной воли наследодателя в средневековой Руси, считаются договоры Руси с Византией, а именно ст.
13 Русско-Византийского договора 911 г.,
раскрывающая суть правовой традиции наследования у восточных славян.
В последующем правовой институт наследования получил заметное развитие в другом, не менее известном, памятнике права средневековой Руси Русской Правде, посвятившей вопросам наследования десять статей.
Указанными источниками права определялись два вида наследования по закону и по завещанию.
Так, например, Русско-Византийским договором 911 г.
предусматривалась процедура наследования для лиц, служивших у византийского императора и временно в силу изложенных обстоятельств находившихся на территории Византии.
В одной из норм этого договора говорится: «Если кто умрет, не завещав своего имущества, а своих родственников у него нет в Византии, то пусть возвратят его имущество ближайшим родственникам "малым ближикам" на Руси.
Если же он оставил имущество, то пусть тот, кому он оставил распоряжение наследовать
А имущество, возьмет завещанное и наследует им» .
Распорядителями права на имущество, оставшееся после смерти наследодателя, были представители славянской общины,
проживающей в Византии, т.е.
имущество по завещанию можно было получить либо у русских, которые служили с наследодателем в Византии, либо у тех русских, которые приезжали в 237 ' Кавелин К Д Соч, В 4 т.
СПб..
1907.
Т.
4.
С.
48.

’ Памятники русского права.
М., 19S2.
Вып.
I.
С.
13.

[Back]