Проверяемый текст
Момотов, Виктор Викторович. Формирование русского средневекового права в IX - XIV вв. (Диссертация 2003)
[стр. 14]

14 служили с наследодателем в Византии, либо у тех, которые приезжали в Византию для торговли.
Государство (Русь) фактически не могло претендовать на имущество умершего лица.
Таким образом, цитируемый договор устанавливал право передачи имущества только родственникам умершего, даже если они находились в другом государстве.
Вероятно, в таком порядке отразилась общая византийская правовая конструкция принципов наследования, впитавшая в себя дух римского права, ориентированного на свободу распоряжения частного лица.
Такая конструкция права наследования не нашла своего отражения в древнерусском законодательстве.

Не менее известный памятник права средневековой Руси Русская Правда, содержала десять статей, посвященных вопросам наследования.
Ими определялись два вида наследования по закону и по завещанию.
Передача же имущества боковым родственникам, не предусматривалась, и в случае отсутствия детей имущество переходило князю, т.
е.
государству.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что принцип свободы завещания на Руси формировался с большим трудом, медленнее, чем в остальных странах средневековой Европы.
Это объясняется своеобразием хода формирования и развития древнерусской собственности и семьи.
Не случайно Русская Правда первоначально ограничивала свободу завещания обязательным наследованием имущества в пользу общины и близких родственников, а также не предусматривала право передачи вещи наследодателем третьему лицу, т.
е.
стороннему, если имеются законные дети и супруг.
Такой принцип нерушимости воли завещателя, нашедший отражение в правовой формуле «тако же есть ряд, яко же рядил», развивался и продолжительное время главенствовал в рамках наследования по завещанию.
Правовой институт наследования, как уже нами отмечалось, восходит к вещному праву, поскольку является одним из способов передачи прав на вещи.
[стр. 238]

238 Византию для торговли.
Из анализа статьи можно сделать заключение, что данной нормой запрещалось государству претендовать на имущество умершего лица, не имевшего родственников в Византии.
Закон требовал передачи имущества только родственникам умершего, даже если он находились в другом государстве.
Вероятно, в таком порядке отразилась общая византийская правовая конструкция принципов наследования, впитавшая в себя дух римского права, ориентированного на свободу распоряжения частного лица.
Такая конструкция права наследования не нашла своего отражения в древнерусском законодательстве,
поскольку Русская Правда, не предусматривала передачи имущества боковым родственникам, и в случае отсутствия детей имущество переходило князю, т.е.
государству.

Право наследования на Руси было непосредственно связано с ходом формирования и эволюции древнерусской собственности и семьи.
С большим трудом формировался принцип свободы завещания.
Как уже отмечалось, первоначально свобода завещания была стеснена необходимостью обязательного завещания имущества в пользу общины и ближайших родственников.
Русская Правда в этом отношении не предоставляет наследодателю права передать вещь третьему лицу, т.е.
стороннему, если в наличии есть законные дети и супруг.
Постепенно, сначала в рамках наследования по завещанию, начинает формироваться принцип нерушимости воли завещателя, нашедший свое отражение в правовой формуле «тако же есть ряд, яко же рядил».
Только с X III в.
постепенно субъективная воля наследодателя начинает расширяться.
Формирование данной правовой традиции можно увидеть в датируемом 1147 г.
завещании (духовной) Климента (новгородца), который наследовал имущество сторонним, так как у него не было детей.
Завещание могло выступать в двух формах.
Первой, исторически закономерной, была устная форма завещания.
К ак отмечается в Русской Правде, если «кто без языка умрет», т.е.
без завещания, то наступает

[Back]