Проверяемый текст
Момотов, Виктор Викторович. Формирование русского средневекового права в IX - XIV вв. (Диссертация 2003)
[стр. 22]

22 В данной связи грамота № 42 занимает совершенно уникальное место, являясь непосредственным аргументом в пользу абсолютного характера завещания.
Завещатель наследует имущество своим братьям, лишая своих детей этого наследства.
Возможно, наследодатель отталкивается от ст.
106 Русской Правды:
«А матери, который сын добр, перваго ли, другаго ли, тому же дасть свое; аче и вси сынове ей будуть лиси, а дчери можеть дата, кто ю кормить»1.
Фактически матери предоставлялось право лишать наследства детей, если они непочтительно относились к ней при жизни и не заботились о ней.
Представляется, что ст.
106 Русской Правды имела универсальный характер и
распространяла аналогичные права и на отца.
Наверное, отец после смерти супруги доживал в семье братьев, потому
что дети не проявляли о нем заботы.
Поэтому-то он и
лишил их наследства.
Подводя итоги, отметим, что берестяные грамоты являются подтверждением тенденции в наследственном праве, появившейся в XIII XIV вв., связанной с расширением субъективной воли наследодателя, которая ранее была ограничена родственными и семейными началами.
Получает развитие свобода завещательного распоряжения, выразившаяся в возрастании раздельности прав лица и в увеличении круга лиц возможных наследников.

Также и уточнялась (изменялась) форма завещания.
В первой части завещания фиксируется обращение к воле Божьей как высшему мерилу справедливости.
Например: «Вот я, раб Божий Селивестр»; «Вот я, раба Божия Ульяна»; «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»2.
Во второй части завещания наследодатель определяет основание своих прав на имущество, которое он завещает.
Например: «Землю, что дал мне свекор мой...»3.

Иногда завещатель наследует право требования долга или
1 Российское законодательство X XX вв./Под ред.
О.И.
Чистякова.
М., 1984.
Т.1.

С.
71.
2 Зализняк А.А.
Указ.
соч.
С.
436, 453, 554.
3 Там же.
С.
453.
[стр. 249]

рубля), надлежит распоряжаться братьям моим, а детям моим [до них дела нет] Новгородская берестяная грамота X® 692 описывает ситуацию, когда бездетная женщина завещает свои права некоему М аксиму лицу стороннему.
М ожет быть, он племянник, о праве наследования которых говорит ст.
100 Псковской судной грамоты.
О расширении субъективной воли наследодателя говорит берестяная грамота Х® 42.
В науке истории права делалось предположение, без наличия источников, что завещатель м ог по своей воле самостоятельно определить наследника, лишив наследства остальных.
П о мнению Ю .Г.
Алексеева®, самостоятельность собственника была обширна, в его волеизъявление закон не вмешивался, и лишь при отсутствии завещания мог возникнуть спор о наследстве.
Ю .Г.
Алексеев предполагал, что наследование по завещанию имело абсолютный характер.
Но это было только на уровне предположений, потому что никаких письменных документов на этот счет не было.
В данной связи грамота X® 42 занимает совершенно уникальное место, являясь непосредственным аргументом в пользу абсолютного характера завещания.
Завещатель наследует имущество своим братьям, лишая своих детей этого наследства.
Возможно, наследодатель отталкивается от ст.
106 Русской Правды,
в которой матери представлялось право лишить наследства детей, которые непочтительно относились к ней при жизни и не заботились о ней.
«106.
А матери, который сын добр, перваго ли,'другаго ли, тому же дасть свое; аче и вси сынове ей будуть лиси, а дчери можеть
дати, кто ю кормить»®.
Представляется, что ст.
106 Русской Правды имела универсальный характер и
могла быть использована отцом.
Наверное, отец после смерти супруги доживал в семье братьев, потому
как дети не проявляли о нем заботы.
Поэтому-то он их
и лишил наследства.
249 ' Зализняк А.А.
Дреаненовгородский диалект.
С.
522.
’ Алексеев Ю.Г.
Псковская сушая грамота и ее время.
Л., 1980.
* Российское законодательство X— X X вв.
/ Под ред.
О.И.
Чистякова.
М., 1984.
Т.

1.С.
71.


[стр.,250]

Подводя итоги, можно отметить, что содержание изложенных берестяных грамот позволило отразить процесс реализации ряда норм Русской Правды и Псковской судной грамоты (Русская Правда, ст.
105; 90; 106; Псковская судная грамота, ст.
14; 15; 100; 84; 91).
Впервые упоминается о форме завещания с уточнением и определением участия третьих лиц.
Берестяные грамоты являются подтверждением тенденции в наследственном праве, появившейся в X
III—X IV вв., связанной с расширением субъективной воли наследодателя, которая ранее была тесно связана с родственными и семейными началами.
Получает развитие свобода завещательного распоряжения, выразившаяся в возрастании раздельности прав лица и в увеличении круга лиц возможных наследников.

Уточнена форма завещания.
В первой части завещания фиксируется обращение к воле Божьей как высшему мерилу справедливости.
Например: «Вот я, раб Божий Селивестр»; «Вот я, раба Божия Ульяна»; «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»'.
Во второй части завещания наследодатель определяет основание своих прав на имущество, которое он завещает.
Например: «Землю, что дал мне свекор мой
...»’ .
Иногда завещатель наследует право требования долга или
какие-то обязанности®.
Например, берестяная грамота Х® 818 (предварит, стратигр.
3-я четв.
X II в.) сообщает нам о таком предмете завещания.
«Перевод: "У Песковны 5 и гривна.
У Фимы 5 кун.
У Завида 5 гривен.
В кубьшше (в тайнике) 4 гривны серебра.
Всё это я даю брату"»'.
Это черновик завещания.
Последней частью завещания было указание на лицо, которое должно было проследить за тем, чтобы воля завещателя была выполнена в соответствии с завещанием.
Такое лицо называлось душеприказчиком.
250 ‘ Зализняк А.А.
Древненовгородский диалект.
М., 1995.
С.
436,453,554.
’ Там же.
С.
453.
’ Там же.
С.
410,405.
‘Лнин ВЛ., Зализняк А.А.
Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1998 г.
И Вопросы языкознания.
1999.
№ 4.
С.
5.

[Back]