Проверяемый текст
Мусаев, Рашадат Мамед оглы. Наследование по завещанию : История и современность (Диссертация 2003)
[стр. 27]

27 указом поместья и вотчины были соединены в одно название «недвижимых имуществ».
Положение о духовных завещаниях, принятое 01.10.1831 г.
(позднее вошло в Свод законов Российской Империи в качестве составной части), способствовало развитию завещательного права.
Кассационная практика Правительствующего Сената, в свою очередь, направлялась на единообразное истолкование и применение законов и, тем самым, восполняла правовые пробелы.
Сенатские прецеденты, разъясняющие смысл законов, приобретали обязательный характер не только для данного дела, но и для всех
подобных1.
С этого времени изучение института завещания, его юридических и правовых основ, стало предметом подробного исследования юристов.
Самый большой объем работ, посвященных изучению завещательного права, встречается именно в девятнадцатом веке.
О достаточно высокой юридической технике, как работ юристов, так и законодательства свидетельствовала выработка четкого различия разных видов наследования (по закону и по завещанию), понятия «завещания», его сущности, основных признаков.

Одним из выдающихся юристов девятнадцатого века Мейером Д.И.

сформулировано определение духовного завещания, которого придерживались и другие цивилисты: «Духовное завещание есть удовлетворяющее законным условиям изъявление воли лица относительно судьбы его имущественных отношений в случае смерти»2.
Таким образом, автор относил завещание к односторонним сделкам и, по сути, считал его дарением.
Однако ряд исследователей, например, Н.
Сбитнев, К.
Неволин,
не соглашаясь с этим, отмечали, в частности, следующее: «...изучая внимательно природу этого юридического действия, внимая и историческое происхождение и развитие понятия об этом действии, нельзя не прийти к тому заключению, что духовное завещание есть вид наследственного права, а не вид дара»3.
1 Там же.
С.
345.
2 Мейер Д.И.
Русское гражданское право.
М., 1997.
С.
412.

3 Сбитнев Н.
О духовных завещаниях по русскому праву
И Журнал Министерства юстиции.
1861.
№5.
С.
182.
[стр. 63]

Дальнейшее развитие завещательного права характеризуется принятием 01.10.1831 г.
Положения о духовных завещаниях, которое затем вошло в Свод законов Российской Империи в качестве составной части1.
Кассационная практика Правительствующего Сената способствовала единообразному истолкованию и применению законов, восполняла пробелы в нем.
В соответствии со ст.
815 Устава гражданского судопроизводства, сенатские прецеденты, разъясняющие смысл законов, приобретали обязательный характер не только для данного дела, но и для всех подобных2.
С этого времени исследование института завещания, его юридических и правовых основ, стало предметом подробного исследования юристов.
Эта область в праве никогда не была четко урегулирована, имела проблемный характер и поэтому привлекала правоведов своей малой изученностью.
Самый большой объем работ, посвященных изучению завещательного права, встречается именно в девятнадцатом веке.
О достаточно высокой юридической технике, как работ юристов, так и законодательства свидетельствовала выработка четкого различия разных видов наследования (по закону и по завещанию), понятия «завещания», его сущности, основных признаков.

Учитывая достаточно высокую разработанность некоторых положений завещательного права, актуальных и в настоящее время, последние приводятся и исследуются в данном параграфе.
Одним из выдающихся юристов девятнадцатого века Мейером Д.И.

было дано определение духовного завещания, которого придерживались и другие цивилисты: «Духовное завещание есть удовлетворяющее законным условиям изъявление воли лица относительно судьбы его имущественных отношений в случае смерти»3.
Полемика в юридической среде велась относительно того, к какого рода сделкам относилось завещание, поскольку российское законо1 Свод законов Российской империи: законы гражданские.
СПб., 1904.
Т.
10.
С.359.
2 Там же.
С.
345.
3 Мейер Д.И.
Русское гражданское право.
М., 1997.
С.
412.

63

[стр.,64]

дательство девятнадцатого века поместило главу о духовных завещаниях в первый раздел дарственного и безвозмездно приобретенного права на имущество, следовательно, отнесло его к договору дарения.
Однако ряд исследователей, например, Н.
Сбитнев, К.
Неволин,
имели на этот счет другое мнение: «...изучая внимательно природу этого юридического действия, внимая в историческое происхождение и развитие понятия об этом действии, нельзя не прийти к тому заключению, что духовное завещание есть вид наследственного права, а не вид дара»1.
Следует отметить, что данный спор не был беспочвенным, так, например, законодательством некоторых стран того времени нормы о завещаниях были отнесены к договору дарения (в частности, во Франции).
Так, Д.И.
Мейер, согласно законодательству того времени, отнес завещание к односторонним сделкам и по сути смешал его с дарением, находя в них лишь видовое различие.
Так как в ст.
991 т.10 Свода законов Российской империи указывается на однородность рассматриваемых сделок2.
Отсюда, вывод о том, что, если наследник по закону окажется неблагодарным, то имущество, доставшееся ему от завещателя, может быть изъято у него, так же, как и дар.
Н.
Сбитневым дана последовательная критика мнения Д.И.
Мейера об однородности дарения и завещания.
Так, Н.
Сбитнев считал, «что дар это двухсторонняя сделка, предполагающая соподчинение двух или многих воль: одного дарителя другого нанимающего.
Если в даре есть условия они становятся обязательными для воли, принявшей дар, под страхом уничтожения дара.
В завещании сначала действует одна воля, не спрашивая другую, о том, согласна ли принять ее условия.
И как бы она не стремилась сделать свои условия 1 Сбитнев Н.
О духовных завещаниях по русскому праву
//Журнал Министерства юстиции.
1861.
№ 5.
С.
182.

2 Свод законов Российской империи: законы гражданские.
СПб., 1904.
T.
10.
С.
359.
64

[Back]