32 Дальнейшее развитие завещательного права в части назначения наследников пошло по пути установления ограничений, а иногда и запрещений, получать наследственное имущество некоторым категориям лиц. Указанные ограничения были вызваны политическими и экономическими мотивами, поскольку некоторые из «наследников по душе» (монастыри, церкви и т.д.) неограниченно использовали склонность завещателей делать распоряжения «для спасения души» в целях увеличения своего имущества и авторитета в обществе. Это привело к тому, что к середине шестнадцатого века наиболее влиятельными землевладельцами становились именно церковные учреждения. Поэтому еще в эпоху царствования Ивана Грозного формируются и начинают действовать запреты на приобретение посредством завещаний монастырями и духовными властями недвижимого имущества. Императивная норма, решительно запретившая завещания в пользу духовенства, закреплена в Соборном Уложении 1649 г. Так, в ст. 42 главы 17 Соборного Уложения указано: «Впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри... по душам в вечный поминок не имати, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати. А кто напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати...»1. Указанные ограничения сохраняли силу до девятнадцатого века. И лишь, начиная с указа от 29.05.1810, хотя и оставившего в силе некоторые запретительные постановления, монастырям разрешено приобретать недвижимое имущество, получая в каждом случае «высочайшее соизволение». Относительно приобретения монашествующими лицами имущества запрет остался в силе. Более того, указом от 24.06.1812 г. подтверждено, что они «по пострижении своем, от права на наследство и на приобретение недвижимых имений, каким бы то образом ни было, совершенно устраняются»2. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П.Титова, О.И.Чистякова. М.: Юрид. лит., 1990. С. 215. 2 Полежаев П. Указ. соч. С. 48. |
содержании, прокормлении и о выдаче замуж с приданным, обязывая к этому их братьев, дядей, свояков1. В рассмотренном случае посредственные наследники приближаются к римским легатам, однако, четкого правового деления, установления различных правовых требований к посредственным и непосредственным наследникам в завещательном праве вплоть до девятнадцатого века не имеется. Кроме того уже древнерусские завещания предполагали подназначение наследника, поэтому завещатель мог указать второго, иногда и третьего наследника, который должен получить завещанное после смерти первого наследника: «А после снохе моей живота, которой будет до ней добръ Юрьевых детей Иван или Михайло, и она то село Петровское... одному дастъ»2. Дальнейшее развитие завещательного права в части назначения наследников пошло по пути установления ограничений, а иногда и запрещений, получать наследственное имущество некоторым категориям лиц. Указанные ограничения были вызваны политическими и экономическими мотивами, поскольку некоторые из «наследников по душе» (монастыри, церкви и т.д.) неограниченно использовали склонность завещателей делать распоряжения «для спасения души» в целях увеличения своего имущества и авторитета в обществе. Это привело к тому, что к середине шестнадцатого века наиболее влиятельными землевладельцами становились именно церковные учреждения. Поэтому в эпоху царствования Ивана Грозного возникают запреты на приобретение посредством завещаний монастырями и духовными властями недвижимого имущества. Императивная норма, решительно запретившая завещания в пользу духовенства, закреплена в Соборном Уложении 1649 г. Так, в ст. 42 главы 17 Соборного Уложения ука'Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV начала XVII веков. М.: Янус-К, 1998. С. 123. 2 Там же. С. 124. 82 зано: «Впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри... по душам в вечный поминок не имати, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати. А кто напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати...»1. Указанные ограничения сохраняли силу до девятнадцатого века. И лишь, начиная с указа от 29.05.1810, хотя и оставившего в силе некоторые запретительные постановления, монастырям разрешено приобретать недвижимое имущество, получая в каждом случае «высочайшее соизволение». Относительно приобретения монашествующими лицами имущества запрет остался в силе. Более того, указом от 24.06.1812 г. подтверждено, что они «по пострижении своем, от права на наследство и на приобретение недвижимых имений, каким бы то образом ни было, совершенно устраняются»2. Другое исключение нашло отражение и в Карантинном уставе от 21.08.1818. В п.17 устава содержится норма, согласно которой карантинные чиновники и служители не могут быть наследниками по завещанию, составленному лицом, выдерживающим срок в карантине, если они не являются наследниками по закону3. Данная норма позволила избежать злоупотребления чиновниками в части влияния на волю находившегося у них завещателя. Таким образом, государство законодательно ограничило свободу завещания относительно духовенства, а также консолидировало имущество в руках светских лиц, в том числе, самого государства. Наиболее важным помимо назначения наследника завещательным распоряжением наследодателя является определение предметов, подлежащих передаче наследнику. Основанием для классифика1 Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П.Титова, О.И.Чистякова. М.: Юрид. лит., 1990. С. 215. 2 Полежаев П. О завещаниях // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. 1858. № 1. С. 48. 3 Там же. С. 48. 83 |