Проверяемый текст
Мусаев, Рашадат Мамед оглы. Наследование по завещанию : История и современность (Диссертация 2003)
[стр. 36]

36 записывать по общим правилам с письменными завещаниями под угрозой недействительности.
Со времени этого указа, то есть с 1704 г.
по закону признаются только письменные завещания*.
Однако искоренить полностью устные завещания было трудно.
К письменным завещаниям со времен Петра I применялись нормы о совершении крепостных актов как относительно формы изложения,
необходимых подписей, так и относительно внесения исправлений, изменений, бумаги, пошлин с письма и т.д.
Однако потребность в домашнем порядке составления завещания постоянно проявлялась, поэтому сначала решениями по частным делам, а затем и общим правилом было разрешено составлять завещания на основании Соборного Уложения, то есть дома.
Следовательно, домашний и крепостной порядок совершения завещаний девятнадцатого века имеют свое начало от указов первой четверти восемнадцатого века.
Согласно указу Петра I от 07.03.1701 г.
установлено «всякие крепости писать в ратушах добрым подьячим ратушным, а не
площадным»2.
К числу этих крепостей относились и завещания.
Однако данное правило очень скоро подверглось изменению
из-за случаев мздоимства и волокиты.
Писание крепостей перенесено в Оружейную палату.
Духовное завещание как крепость необходимо было писать на гербовой бумаге, соответствующей крепостям третьей статьи, к которой были отнесены духовные.
Согласно
указу от 1705 г., установлено писать их «на листах, а не на столбцах»3.
По изданным в то же время правилам в начале акта необходимо было проставлять от «рождества Христова» год, месяц и число.
«Скребенья, приправки» в словах и между строк и в прикладывании руки не допускались.
Послухи были заменены свидетелями, которые относились к людям «добрым и знатным», «усмотряя приличество крепостей, где сколько человек пристойно».
Свидетели должны были в подписи оговорить то, в чем они свидетельствуют, «а ручники в прикладываньи рук
1 Полное собрание законов Российской империи.
СПб., 1830.

T.
4.
С.
32.

2 Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т.
Т.
4.
Законодательство периода становления абсолютизма.
М.: Юрид.
лит., 1986.
С.
282.

Полное собрание законов Российской империи.
СПб., 1830.

Т.
4.
С.
362.
[стр. 96]

был ли завещатель в здравом уме, сам ли он подписывался (если нет то было ли желание завещателя), таковы ли действительно распоряжения завещателя.
В случае единогласного подтверждения допросом и правильности распоряжений завещателя и составления завещания, итог допроса вносился в завещание и подписывался епископом и дьяком, и после уплаты пошлин возвращался душеприказчику.
В таком виде производилось засвидетельствование, если завещание было составлено правильно, в противном случае оно не свидетельствовалось и не имело юридической силы.
В шестнадцатом и семнадцатом веках законом не предъявлялись конкретные требования к форме завещания.
С эпохи Петра I формами и порядком совершения завещаний законодатель занялся «со значительно большим рвением»1.
Как уже было выше отмечено, духовенство, заведовавшее, частью фактически, частью по предписанию закона, написанием завещаний до Петра I, действовало в соответствии с греко-римскими постановлениями.
Однако с переменой подсудности дел о наследстве, состоявшейся в начале восемнадцатого века, влияние греко-римских начал на русское наследственное право прекратилось.
Единственный до этого времени домашний порядок совершения завещаний как устных, так и письменных Петром I был заменен крепостным.
При этом «изустные памяти» (устные завещания) определено записывать по общим правилам с письменными завещаниями под угрозой недействительности.
Со времени этого указа, то есть с 1704 г.
по закону признаются только письменные завещания2.
Однако искоренить полностью устные завещания было трудно.
К письменным завещаниям со времен Петра I применялись нормы о совершении крепостных актов как относительно формы изложения,
1 Руднев Л.И.
О духовных завещаниях по русскому гражданскому праву в историческом развитии.
Киев, 1895.
С.
96.
2 Полное собрание законов Российской империи.
СПб., 1830.

T.
4.
С.
32.

96

[стр.,97]

необходимых подписей, так и относительно внесения исправлений, изменений, бумаги, пошлин с письма и т.д.
Однако потребность в домашнем порядке составления завещания постоянно проявлялась, поэтому сначала решениями по частным делам, а затем и общим правилом было разрешено составлять завещания на основании Соборного Уложения, то есть дома.
Следовательно, домашний и крепостной порядок совершения завещаний девятнадцатого века имеют свое начало от указов первой четверти восемнадцатого века.
Согласно указу Петра I от 07.03.1701 г.
установлено «всякие крепости писать в ратушах добрым подьячим ратушным, а не
площадным»1.
К числу этих крепостей относились и завещания.
Однако данное правило очень скоро подверглось изменению
ввиду мздоимства и волокиты.
Писание крепостей перенесено в Оружейную палату.
Духовное завещание как крепость необходимо было писать на гербовой бумаге, соответствующей крепостям третьей статьи, к которой были отнесены духовные.
Согласно
указа от 1705 г., установлено писать их «на листах, а не на столбцах»2.
По изданным в то же время правилам в начале акта необходимо было проставлять от «рождества Христова» год, месяц и число.
«Скребенья, приправки» в словах и между строк и в прикладывании руки не допускались.
Послухи были заменены свидетелями, которые относились к людям «добрым и знатным», «усмотряя приличество крепостей, где сколько человек пристойно».
Свидетели должны были в подписи оговорить то, в чем они свидетельствуют, «а ручники в прикладываньи рук
своих должны описывать именно, что они такие сделки чинили при тех знатных свидетелях».
Целью этих формальностей являлось следующее: «что бы в том всякое усмотрительное было укрепление».
Если завещалось имуще1 Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т.
Т.
4.
Законодательство периода становления абсолютизма.
М.: Юрид.
лит., 1986.
С.
282.

2 Полное собрание законов Российской империи.
СПб., 1830.

Т.
4.
С.
362.

97

[Back]