Проверяемый текст
Мусаев, Рашадат Мамед оглы. Наследование по завещанию : История и современность (Диссертация 2003)
[стр. 38]

38 порядком, все последующие изменения касались лишь мест, где можно составлять завещания и, кроме того, касались сборов с письма.
В нормативных* актах рассматриваемого периода времени не имеется норм, регулирующих форму домашнего завещания, поэтому выработанная обычаем форма с небольшими изменениями сохранялась.
Указом от 16.10.1791 было установлено только то, чтобы духовное завещание было утверждено подписью самого завещателя или, в случае неграмотности, подписью отца духовного и свидетелей1.

Учитывая особенно строгое отношение к форме сделок с восемнадцатого века, институт засвидетельствования завещаний также подвергся более детальной регламентации.
Так,
для представления к засвидетельствованию завещаний указом от 25.02.1704 г.
был установлен двухмесячный срок с момента смерти
завещателя2.
Невыполнение данного требования вело к тому, что не представленные в
этот срок для засвидетельствования завещания, не имели юридической силы.
Подробная регламентация представления завещания к засвидетельствованию дана в указе от 1829 г.3.
По представленному завещанию производился допрос, как завещателя (при крепостном порядке), так и свидетелей (при любом порядке).
Государственным органам предписывалось выяснить обстоятельства изложения воли завещателя.
За совершение указанных действий взималась пошлина, размер которой варьировался в зависимости от экономической ситуации в стране.

Если с древнейших времен в завещании определяющей была воля завещателя, то правила оформления воли завещателя развивались последовательно.
Так, первоначально допрашивались духовник и свидетели на предмет наличия желания завещателя распорядиться своим имуществом именно тем способом, который изложен в завещании, самостоятельность
1 Полежаев П.
Указ.
соч.
С.
23.
2 Полное собрание законов Российской империи.
СПб., 1830.

T.
4.
С.
247.
3 Полежаев П.
Указ.
соч.
С.
62.
[стр. 99]

постным порядком, все последующие изменения касались лишь мест, где можно составлять завещания и кроме того, касались сборов с письма.
В нормативных актах рассматриваемого периода времени не имеется норм, регулирующих форму домашнего завещания, поэтому выработанная обычаем форма с небольшими изменениями сохранялась.
Указом от 16.10.1791 было установлено только то, чтобы духовное завещание было утверждено подписью самого завещателя или, в случае неграмотности, подписью отца духовного и свидетелей1.

Но относительно качества и количества подписей не было четкого определения.
Так, из постановлений данного периода времени очевидно, что в свидетели допускались и родственники тех лиц, в пользу которых совершалось завещание и, что не признавались законными те завещательные распоряжения, которые не были подписаны свидетелями или подписаны только одним, или подписаны свидетелями после смерти завещателя.
Иногда отменялись завещания и потому, что в них находились помарки, приписки или неявственно написанные слова.
Так, в 1817 г.
признано недействительным завещание надворного советника Чоглокова, написанное на четырех листах по причине того, что первый лист, на котором было помещено разделение имения между детьми ни самим завещателем, ни свидетелями не подписан2.
Учитывая особенно строгое отношение к форме сделок с восемнадцатого века, институт засвидетельствования завещаний также подвергся более детальной регламентации.
Так,
срок для представления к засвидетельствованию завещаний указом от 25.02.1704 г.
был установлен двухмесячный срок с момента смерти
завещателя3.
Невыполнение данного требования вело к тому, что не представленные в
1 Полежаев П.
О завещаниях II Архив исторических и практических сведений, относящихся до России.
1858.
№ 1.
С.
23.
2 Там же.
С.
24.
3 Полное собрание законов Российской империи.
СПб., 1830.

Т.
4.
С.
247.
99

[стр.,101]

По представленному указанным образом духовному завещанию производился допрос, как завещателя (при крепостном порядке), так и свидетелей при любом порядке, при котором государственным органам предписывалось выяснить обстоятельства изложения воли завещателя.
За совершение указанных действий взималась пошлина, размер которой варьировался в зависимости от экономической ситуации в стране.

Таким образом, до 1700 г.
завещания представлялись для засвидетельствования епархиальному архиерею.
После чего законодательством было предписано совершать завещательные акты крепостным порядком.
В 1726 г.
завещания приобрели свойство явочных актов.
Завещание могло составляться в любом месте, но после смерти завещателя его необходимо было представить в судный приказ «для спору и ведома и справки и для сбора с письма».
Постепенно к середине девятнадцатого века сформировались следующие правила поведения при засвидетельствовании завещаний.
Так, крепостные духовные завещания «являлись лично во всех местах, при которых были учреждены крепостные дела».
Домашние же завещания после смерти завещателя «являлись» гражданской палате.
Кроме того, завещания обоих видов немедленно направлялись в гражданскую палату для явки и удостоверения после смерти завещателя.
Очевидно, что с того времени явка завещания к засвидетельствованию имела двойное значение: наследование по завещанию уже был не только способ приобретения имущества, но и способ пополнения государственной казны от собирания пошлины при переходе имущества от одного лица к другому.
Кроме того, интересным представляется необходимость вторичной явки крепостных завещаний.
Явка завещаний к засвидетельствованию при жизни завещателя, имела целью утверждение воли завещателя.
Целью же явки завещаний после смерти завещателя являют

[стр.,102]

лось исполнение воли завещателя.
При этом разница между крепостными и домашними завещаниями состояла во времени.
Домашние завещания после смерти завещателя представлялись в одно и то же время и для засвидетельствования, и для исполнения.
Крепостные же завещания предъявлялись государственной власти при жизни завещателя лишь для засвидетельствования подлинности.
Вторичная их явка после смерти завещателя служила указанием на то, что воля завещателя не изменилась, права наследника признаются, а также, что немаловажно, наследнику следует заплатить определенные пошлины.
«Действие общественной власти состоит в том, что она исследует, существует ли в завещании воля завещателя и если существует, но не вышла ли она из тех пределов, в которых закон предоставил ей вращаться.
Если общественная власть находит, что под условием данных форм воля завещателя есть и законна, то признает эту волю; если нет данных форм, или она выступила из пределов, означенных законом, то нет воли, воля незаконна, нет и завещания»1.
С древнейших времен в завещании определяющей была воля завещателя,
но правила оформления воли завещателя последовательно получали развитие.
Так, первоначально допрашивались духовник и свидетели на предмет наличия желания завещателя распорядиться своим имуществом именно тем способом, который изложен в завещании, самостоятельность
подписи завещателя, устанавливались причины наличия рукоприкладчика и другие обстоятельства.
Явка к засвидетельствованию завещаний была вызвана обязанностью государственных органов проверить наличие указанных обстоятельств и «сказать, на основании очевидных и бесспорных фактов, что все внешние и внутренние формы в составе завещания соблюдены и публичные 1 Сбитнев H.
О духовных завещаниях по русскому праву // Журнал Министерства юстиции.
1861.
№ 5.
С.
228.
102

[Back]