Проверяемый текст
Мусаев, Рашадат Мамед оглы. Наследование по завещанию : История и современность (Диссертация 2003)
[стр. 45]

45 объявление воли завещателя о незаконном или неестественном действии уничтожалось.
Подвидом рассматриваемой классификации выступают наследники по завещанию, которых условно можно выделить в три разряда: родственники и свойственники; наследники по душе; несвободные, состоящие в зависимости, от завещателя.
Наибольшая часть завещаний относилась к наследникам первого разряда родственникам и свойственникам, т.е.
прежде всего детей и жены, они же были и наследниками по закону.
Кроме них,
наследниками являлись боковые и родственники через них по свойству.
Таким образом, завещания делались как в пользу одного из супругов, так и в пользу родственников, начиная от самых ближайших до пятой степени и в пользу свойственников до шестой степени.

В разряде наследников по душе первое место занимали юридические лица, в основном монастыри и другие церковные учреждения, ибо передача в эти учреждения имущества в основном вызвалась желанием «спасти душу», что подчеркивало высокую степень влияния религии на сознание людей.
Особенно часто завещания в пользу духовных учреждений делались со стороны лиц, живущих в монастыре, монахов и монахинь.
Следует отметить, что некоторыми из них часто руководили материальные расчеты, связанные с монастырем.

Третий разряд наследников составляли лица несвободные, состоящие в зависимости от завещателя.
К ним относили лиц, также близких для завещателя, но не по родству, а в силу социально-экономических связей, то есть в пользу его холопов, людей: полных, докладных, кабальных, в пользу крестьян.
Именно к таким случаям завещательных распоряжений относятся термины: «наделить, оделить».
Завещанное несвободному человеку называлось «наделок».

Следует отметить, что достаточно часто в число
таких наследников входили нищие, обычно в их пользу делались распоряжения о кормлении:
[стр. 79]

настоящее время в судебной практике возникает необходимость установления действительности воли завещателя.
Таким образом, исторически в юриспруденции разрабатывались требования, предъявляемые к такому субъекту завещательного права как завещатель, поскольку еще и в отдаленные исторические времена от наследодателя как лица, совершающего сделку, требовалась и воля и достижение определенного возраста.
Однако полноценное развитие и закрепление, теоретическую разработанность требования к завещателю как субъекту гражданского права, совершающему сделку, приобрели лишь к девятнадцатому веку.
Наиболее важным завещательным распоряжением завещателя является назначение наследника (наследников), то есть лица, которое должно получить имущество завещателя после его смерти.
Развитие завещательного права показывает, что к наследникам особых требований, как правило, не предъявлялось.
Наследником могло быть любое лицо, за некоторыми исключениями.
Наибольшая часть завещаний совершалась в пользу детей и жены, они же были и наследниками по закону.
Кроме них,
непосредственными наследниками являлись боковые и родственники через них по свойству.
Таким образом, завещания делались как в пользу одного из супругов, так и в пользу родственников, начиная от самых ближайших до пятой степени и в пользу свойственников до шестой степени.

Например, завещание И.Д.
Ромодановского от 1521 г.
содержит завещательные распоряжения, касающиеся родственников: «А село мое Шустова, а церковь в нем Дмитрян Великий з деревнями, и то сел и з деревнями братеничем моим Семеновым детям, Петру да Василью»1.
Вне сферы родственников в числе непосредственных наследников первое место занимали юридические лица, в основном монастыри 1 Акты Российского государства.
Архивы московских монастырей и соборов XV начала XVII веков.
М.: Янус-К, 1998.
С.
123.
79

[стр.,80]

и другие церковные учреждения.
Они и были наследники «по душе», ибо передача в эти учреждения имущества в основном вызвалась желанием «спасти душу», что подчеркивало высокую степень влияния религии на сознание людей.
Например, в завещании И.Д.
Щепина от 03.05.1578 г.
указано: «...и по моей душе вотчина в Новой Девичь монастырь: деревня Пиянкова, деревня Сриднова, деревня Арехова..., в всего десять вытей, со всем угодьем, и с лесами, и с сеножатьем...»1.
Особенно часто завещания в пользу духовных учреждений делались со стороны лиц, живущих в монастыре, монахов и монахинь.
Следует отметить, что некоторыми из них часто руководили материальные расчеты, связанные с монастырем.

В других завещаниях представители духовенства являлись, видимо, самостоятельными наследниками по душе, особенно часто в древнерусских завещаниях фигурирует духовник завещателя.
Так, в завещании княгини А.
Ромодановской содержится следующее распоряжение: «отцу моему протопопу Гурью шуба песцова, а на ней мухояр чернъ»2.
Следует отметить, что достаточно часто в число
наследников входили нищие, обычно в их пользу делались распоряжения о кормлении: «А что в Тагарове живота моего от лошадей и ото всякия животины, и хлеб в житницах...
роздать моим людем деловым и нищим тогаровским...»3.
Кроме родственных лиц и наследников по душе в завещании делались, хотя и нечасто, распоряжения в пользу лиц, также близких для завещателя, но не по родству, а в силу социально-экономических связей, то есть в пользу его холопов, людей: полных, докладных, кабальных, в пользу крестьян.
Именно к таким случаям завещательных распоряжений относятся термины: «наделить, оделить».
Завещанное несвободному человеку называлось «наделок».

1 Акты Российского государства.
Архивы московских монастырей и соборов XV начала XVII веков.
М.: Янус-К, 1998.
С.
330.
2 Там же.
С.
136.
3 Там же.
С.
123.
80

[Back]