Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 147]

понявший на сороковом году жизни, что он пророк и посланник Бога”1.
Личность, обладающая силой духа, красноречием, способностью убеждать.
Харизматический (по МВеберу) культ Мухаммеда стал верой в новое, чудесное, необычное; верой, способной изменить духовный стиль эпохи.
Арабские и мусульманские ученые2 в абсолютном большинстве своем склонны рассматривать возникновение ислама как революционное преобразование, переход от варварства, дикости, незнания (ар.
"джахилийа") к истинному знанию, истинной вере
в предании себя Богу.
Эпоха ал-дауа алисламийа3 представляется в исследованиях арабских ученых эпохой озарения, коренной ломки предшествующих структур, преобразований абсолютно во всех сферах общественной деятельности и победного распространения ислама в короткое время далеко за пределы Халифата.
С преобразованиями социальнополитического, экономического и идеологического плана невозможно не согласиться, однако, на наш взгляд, говорить о культурной революции в первые века ислама,
эпоху ал-дауа ал-исламийа, все-гаки неправомерно.
Настоящий культурный подъем начался гораздо позже, в средние века, с расцветом арабской философии и поэзии.

Если в эпоху джахилийа мера актуализации предшествующего опыта (по модели Б.М.Бернштейна4) стремилась к единице, т.е.
к типу абсолютно консервативной культуры, где "наследие и только наследие актуально", то эпоха
ал-исламийа характеризовалась, безусловно, крайней динамичностью в социально-полишческом плане.
Однако отказа от созданного ранее и возникновения абсолютно новаторских моделей деятельности не последовало.
Это объясняется самим характером традиционного общества: примитивностью общественной организации; привязанностью индивида к естественной общности, т.е.

невычленснностыо личности из коллектива, в результате чего индивидуальных стереотипов культуры просто не существовало; синкретизмом общественных отношении и общественного сознания5.
Градация в архаическом обществе высгупала универсальной моделью функционирования и воспроизводства сошашной жизни, поэтому утверждение новой духовной культуры не могло не сохранять преемственность с доисламскими традициями и психологией родоплеменного общества.
Механизм возникновения исламской культуры в схематической форме можно представить так:
словарь.» М.
1 9 9 1 с.273.
1Панова В.Ф..
Бахтин Ю.Б.
Указ.соч..
С.488 2См.: Афиф Абдульфаттах Табара.
Рох ад-дин
ал-ислами =-Дух исламской религии.Бейрут, 1988; а также переводы на рус.яз.: Абдуррахман бин Хаммад ал-Умар.
Ислам религия истины.М.,1993; Мухаммед ибн
Дкамиль Зину.
Столпы ислама и веры.М.
,1994; Якан Фатхи.
Ислам: Идеи, движения, перемены.М., 1992.

3Ал-дауа ал-исламийа период зарождения ислама и становления всех его институтов характеризуется в первую очередь закреплением доплатой веры и правовых положений в основных источниках мусульманского вероучения Коране и сунне.
IГереводится с арабского языка как "исламский призыв".
4Бернштейн Б.М.
Выражение этнической специфики в художественной
культуре'/'Художеегеенгая культура в капиталистическом обществе.Л.,1986 5 Данилова Л.В.
Традиция как специфический способ социального наследования//Сов.

Этнофафия.-1981.№3 С.
46-50 145
[стр. 31]

Арабские и мусульманские ученые* в абсолютном большинстве своем склонны рассматривать возникновение ислама как революционное преобразование, переход от варварства, дикости, незнания (ар.
"джахилийа") к истинному знанию, истинной вере
д предании себя Богу.
Эпоха ал-дауа ал-исо ламийа представляется в исследованиях арабских ученых эпохой озарения, коренной ломки предшествующих структур, преобразованиями абсолютно во всех сферах ойцественной деятельности и победным распространением ислама в короткое время далеко за пределы Халифата.
С преобразованиями социально-политического, экономического и идеологического плана невозможно не согласиться, однако, на наш взгляд, говорить о культурной революции в первые века ислама,
1 См.: Афиф Абдульфаттах Табара.
Рох ад-дин
ая-исяами * Дух исламской религии.Бейрут,1988; а также переводы на рус.яз.: Абдуррахман бин Хаммад ал-Умар.
Ислам религия истины.М.,1993; Мухаммед ибн
Джамиль Зину.
Столпы ислама и веры.М.
,1994; Яхан Фатхи.
Ислам: Идеи, движения, перемены.М.
,1992.

2 Ал-дауа ал-исламийа период зарождения ислама и становления всех его институтов характеризуется в первую очередь закреплением догматов веры и правовых положений в основных источниках мусульманского вероучения Коране и сунне.
Переводится с арабского языка как "исламский призыв".


[стр.,32]

эпоху ал-дауа ал-иеламийа, все-таки неправомерно.
Настоящий культурный подъем начался гораздо позже, в средние века, с расцветом арабской философии и поэзии.

Бели в эпоху джахилийа мера актуализации предшествующего опыта (по модели Б.М.Бернштейна*)стремилась к единице, т.е.
к типу абсолютно консервативной культуры, где "наследие и только наследие актуально", то эпоха
ал-дауа ал-исламийа характеризовалась, безусловно, крайней динамичностью в социально-политическом плане, однако отказа от созданного ранее и возникновения абсолютно новаторских моделей деятельности не последовало.
Это объясняется самим характером традиционного общества: примитивностью общественной организации; привязанностью индивида к естественной общности, т.е.

невычлененностью личности из коллектива, в результате чего индивидуальных стереотипов культуры просто не существовало; синкретизмом общественных отношений и общественного сознания^.
Традиция в архаическом обществе выступала универсальной моделью функционирования и воспроизводства социальной жизни, поэтому утверждение новой духовной культуры не 1 О*.: Берштейн Б.М.
Выражение этнической специфики в художественной
культуре//Хуцожественная культура в капиталистическом обществе.Л.
,1986.

2 Ом.: Данилова Л В Традиция как специфический способ социального наследования//Сов.этнография.-1981.3.С.
48-50.


[стр.,33]

33 могло не сохранять преемственность с доисламскими традициями и психологией родо-племенного общества.
Механизм возникновения исламской культуры в схематической форме можно представить так:
заимствования извне (на формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство); переосмысление исторического наследия (в исламе сохранились обрядовые пережитки староарабских культов, например, святилище Ка*аба, культ Луны и т.п.); придание нового смысла привнчнш традициям (жертвоприношение Богу, многоженство и т.п.).
Пророку Мухаммеду удалось предложить новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни, новые ценности, которые, по определению Т.Парсонса, соотносят человека с конечными условиями его существования.
Обладая уникальным творческим даром, Мухаммед смог выйти за граФ ницы наличного, привычного в самой сложной, но во многом решающей сфере культуры, щ е инновации даются с особым трудом регулирование социальных связей и отношений.
В результате сознательной деятельности по изменению культуры и общества в виде моральных заповедей, учений, проповедей, Мухаммед стал не только имамом (духовным главой) мусульманской общины, но сосредоточил в своих руках другие общественные функции правителя города (Медины), судьи, военачальника.
Таким образом, в общественном со♦ знании мусульман с самого начала слились воедино обцина

[Back]