Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 148]

заимствования извне (на формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство); переосмысление исторического наследия (в исламе сохранились обрядовые пережитки староарабских культов, например, святилище Ка’аба, культ Луны и т.п.); придание нового смысла привычным традициям (жертвоприношение Богу, многоженство и т.п.).
Пророку Мухаммеду удалось предложить новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни, новые ценности, которые, по определению Т.Парсонса, соотносят человека с конечными условиями его существования.
Обладая уникальным творческим даром, Мухаммед смог выйти за
границы привычного в самой сложной, но во многом решающей сфере культуры, где инновации даются с особым трудом регулировании социальных связей и отношений.
В результате сознательной деятельности по изменению культуры и общества в виде моральных заповедей, учений, проповедей, Мухаммед стал не только имамом (духовным главой) мусульманской общины, но сосредоточил в своих руках другие общественные функции правителя города (Медины), судьи, военачальника.
Таким образом, в общественном
сознании мусульман с самого начала слились воедино община и государство, религия и политика, духовная и светская власть1.
Ислам стал не только вероучением, культом, но
и стилем мышления, и образом жизни мусульман.
Благодаря своим изначальным характеристикам гибкости, широкому охвату всех сфер жизнедеятельности верующих, простоте, доступности, аутентичности личности мусульманина ислам и его культура не столкнулись с достаточно сильной реакцией отторжения (социальным иммунитетом), хотя и затронули достаточно глубокие культурные
пласгы в виде ценностей, норм, нравов.
Приблизительно к середине
VII в.
ислам оформился в стройную систему религиозных взглядов, ценностей и категорий.

После смерти Мухаммеда "печати пророков2" расхождения в религиозных толкованиях вызывали бурные споры среди богословов, возникла насущная необходимость в сохранении целостности и идентичности ислама.
Сложившаяся структура исламской мысли, поведения и организации получила свое оформление в составлении Корана и сунны Пророка.
Таким образом, два значимых источника исламского вероучения
ехали средством аккумуляции информации, восстановления утраченного знания, средством узаконивания религиозных структур перед угрозой рассеивания, деформации или забывания.
"Информационные массивы, будучи вовлечены в традицию,замечает исследователь БМБернштейн,получают такую конфигурацию, такое внутреннее строение, которое прямо или косвенно удваивает важнейшие аспекты социальной организации.
Так формируются тексты, которые коллектив посылает самому себе, осуществляя
1Еремеев Д.Н.
Ислам: образ жизни и стиль мышления.М., 1990.С 24.
2
"11ечать пророков" завершающий, последний, заключающий всю цепь пророков (Мухаммед).
146
[стр. 33]

33 могло не сохранять преемственность с доисламскими традициями и психологией родо-племенного общества.
Механизм возникновения исламской культуры в схематической форме можно представить так: заимствования извне (на формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм, христианство, зороастризм, манихейство); переосмысление исторического наследия (в исламе сохранились обрядовые пережитки староарабских культов, например, святилище Ка*аба, культ Луны и т.п.); придание нового смысла привнчнш традициям (жертвоприношение Богу, многоженство и т.п.).
Пророку Мухаммеду удалось предложить новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни, новые ценности, которые, по определению Т.Парсонса, соотносят человека с конечными условиями его существования.
Обладая уникальным творческим даром, Мухаммед смог выйти за
граФ ницы наличного, привычного в самой сложной, но во многом решающей сфере культуры, щ е инновации даются с особым трудом регулирование социальных связей и отношений.
В результате сознательной деятельности по изменению культуры и общества в виде моральных заповедей, учений, проповедей, Мухаммед стал не только имамом (духовным главой) мусульманской общины, но сосредоточил в своих руках другие общественные функции правителя города (Медины), судьи, военачальника.
Таким образом, в общественном
со♦ знании мусульман с самого начала слились воедино обцина

[стр.,34]

и государство, религия и политика, духовная и светская власть*.
Ислам стал не только вероучением, культом, но
стилем мышления и образом жизни мусульман.
Благодаря своим изначальным характеристикам гибкости, широкому охвату всех сфер жизнедеятельности верующих, простоте, доступности, аутентичности личности мусульманина ислам и его культура не столкнулись с достаточно сильной реакцией отторжения (социальным иммунитетом), хотя и затронули достаточно глубокие культурные
пласты в виде ценностей, нор«, нравов.
Приблизительно к середине
УП в.
ислам оформился в стройную систему религиозных взглядов, ценностей и категор
рий.
После смерти Мухаммеда "печати пророков"*0 расхождения в религиозных толкованиях вызывали бурные споры среди богословов, поэтому возникла насущная необходимость в сохранении целостности и идентичности ислама.
Сложившаяся структура исламской мысли, поведения и организации получила свое оформление в составлении Корана и сунны Пророка.
Таким образом два значимых источника исламского вероучения
стали средством аккумуляции информации, восстановления утраченного знания, средством узаконивания религиозных структур перед угрозой рассеивания, деформации или забывания.
1 Еремеев Д.Е.
Ислам: образ жизни и стиль мышления.М., 1990.С 24.
2
"Печать пророков" завершающий, последний, заключающий всю цепь пророков (Мухаммед).


[стр.,35]

"Информационные массивы, будучи вовлечены в традицию,замечает исследователь Б.М.Бернштейн,получают такую конфигурацию, такое внутреннее строение, которое прямо или косвенно удваивает важнейшие аспекты социальной организации.
Так формируются тексты, которые коллектив посылает самому себе, осуществляя
посредством традиции коллективную автокоммуникацию".
Основным источником исламского вероучения является Коран, всеми мусульманским* народами воспринимаемый как "Священная Божия книга” и Божественное откровение.
В ходе социально-адеологических процессов, происходивших одновременно с арабо-мусульманской экспансией, Коран занял »вдающееся положение во всех сферах общественной жизни.
Он стал главным источником религиозных предписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения^.
1 Бернштейн Б.М.
Традиция и социокультурные структуры// Сов.
этнография.1981.№ 2.СЛ07.
2 Значительную часть Корана составляют религиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман (например, свадебные, бракоразводные установления, порядок наследования имущества), некоторые правила отправления культа (молитва, пост, омовение, паломничество, обрядовые действа во время священных месяцев и т.д.), складывавшихся в процессе становления ислама как религии и осознания Пророком и его последователями ее самостоятельности.
Ст.: Резван Е.А.
ал-Куран//Йслам..
С.141-144; подробнее см.: Бартольд В.В.
Ислам и культура мусульманства.М.,1992; Грязневич П.А.
Развитие исторического сознания арабов (У1-УШ вв.)//Очерки истории арабской культуру У-ХУ вв.М.,1982.С.75-155; Климович Л.И.
Книга о

[Back]