Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 149]

посредством традиции коилектавную автокоммуникацию"1.
Основным источником исламского вероучения является Коран, всеми мусульманскими народами воспринимаемый как "Священная Божия книга" и Божественное откровение.
В ходе
социально-идеологических процессов, происходивших одновременно с арабо-мусульманской экспансией, Коран занял выдающееся положение во всех сферах общественной жизни.
Он стал главным источником религиозных предписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения2.

Второй основой ислама служит религиозный сборник, носящий название сунны.
В переводе с арабского сунна означает "обычай", "традиция".
Ее содержание пример жизни Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина поступки, высказывания и невысказанное одобрение
Пророка3.
Тысячу двести хадисов -рассказов о Мухаммеде запомнили верующие со слов его жены Айши.
Из таких рассказов и была сложена сунна как основа поведения и законодательства мусульман, ибо в Коране многих важных сведений богословы и юристы не находили.
Сунна указывала, как пользоваться положениями Корана, и внедряла их в быт.
Поэтому в жизненной практике ислама она имеет превалирующее значение.
Составленные позднее сборники включали до 60 ООО хадисов, а в народе их ходили сотни тысяч самых фантастических и противоречивых, поэтому значимость сунны в течение тринадцати веков подвергалась сомнению некоторыми богословами, а начиная с XIX в.

востоковедами'1 .
Для того, чтобы донести хадисы до своих последователей, приверженцы различных мусульманских направлений
(ханбалиты, сунниты, шииты) создавали "популярные" тексты, посвященные тем или иным проблемам вероучения, права, этики.
Такая методика открывала возможность, сохраняя авторитет традиции, откликаться на любые события в религиозно-политической жизни мусульманского мира5.
Таким образом, Коран и сунна представляют собой сборник практически всех индивидуально и социально организованных стереотипов обычаев, ритуалов, социально
стереотипизированных ценностей, юридически регламентированных установлений и т.д.
В качестве совокупности культурных традиций Коран и сунна выполняют функции стабилизации утвердившихся в обществе отношений и
воспроизводства этих отношений в жизни новых поколений.
Процесс становления
мусульманской культуры, закрепленный в Коране и сунне, был таким образом 1 Бернштейн Б.М.
Традиция и социокультурные структуры//Сов.
этнография.1981.№ 2.С.

107.
2 Значительную часть Корана составляют религиозно-правовые
гредписания.
определяющие образ жизни и поведение мусульман (например, свадебные, бракоразводные установления , порядок наследования имущества), некоторые правила
оправления культа (молитва, пост, омовение, паломничество, обрядовые действа во время священных месяцев и т.д.), складывавшихся в пропросе становления ислама как религии и осознания Пророком и его последователями ее самостоятельности.
См.: Резван Li.A.
ал-Коран//Ислам...С.
141-144; подробнее см.: Бартольд В.В.
Ислам и культура мусульманства.М.,1992; Г'рязневич П.А.
Развитие исторического сознания арабов
(VI-VIII вв.у/Очерки истории арабской культуры V-XV вв.М., 1982.С.75-155: Климович Л.И.
Книга о Коране, его происхождении и мифологии.М.,1980.С.62-82: Резван В.А.
Коран и доисламская культура/Ислам: Религия, общество, государство.М., 1984.С.44-58.
3 Пиотровский М.В.
ас-Сунна//Ислам : Энцикл.словарь.М., 1 9 9 1 с.224.
4 Ислам: историографические очерки .М.,1991.-С.85.
5 Христоматия но исламу.М.
,1994.С.86.
147
[стр. 35]

"Информационные массивы, будучи вовлечены в традицию,замечает исследователь Б.М.Бернштейн,получают такую конфигурацию, такое внутреннее строение, которое прямо или косвенно удваивает важнейшие аспекты социальной организации.
Так формируются тексты, которые коллектив посылает самому себе, осуществляя посредством традиции коллективную автокоммуникацию".
Основным источником исламского вероучения является Коран, всеми мусульманским* народами воспринимаемый как "Священная Божия книга” и Божественное откровение.
В ходе
социально-адеологических процессов, происходивших одновременно с арабо-мусульманской экспансией, Коран занял »вдающееся положение во всех сферах общественной жизни.
Он стал главным источником религиозных предписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения^.

1 Бернштейн Б.М.
Традиция и социокультурные структуры// Сов.
этнография.1981.№ 2.СЛ07.

2 Значительную часть Корана составляют религиозно-правовые
предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман (например, свадебные, бракоразводные установления, порядок наследования имущества), некоторые правила отправления культа (молитва, пост, омовение, паломничество, обрядовые действа во время священных месяцев и т.д.), складывавшихся в процессе становления ислама как религии и осознания Пророком и его последователями ее самостоятельности.
Ст.: Резван Е.А.
ал-Куран//Йслам..
С.141-144; подробнее см.: Бартольд В.В.
Ислам и культура мусульманства.М.,1992; Грязневич П.А.
Развитие исторического сознания арабов
(У1-УШ вв.)//Очерки истории арабской культуру У-ХУ вв.М.,1982.С.75-155; Климович Л.И.
Книга о

[стр.,36]

36 Второй основой ислама служит религиозный сборник, носящий название сунны.
В переводе с арабского сунна означает "обычай”, "традиция”.
Ее содержание пример жизни Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина поступки, высказывания и невысказанное одобрение
Порока*.
Тысячу двести хадисов рассказов о Мухаммеде запомнили верующие со слов его жены Айши.
Из таких рассказов и была сложена сунна как основа поведения и законодательства мусульман, ибо в Коране многих важны* сведений богословы и юристы не находили.
Сунна указывала, как пользоваться положениями Корана, и внедряла их в быт.
Поэтому в жизненной практике ислама она имеет превалирующее значение.
Составленные позднее сборники включали до 60 ООО хадисов, а в народе их ходили сотни тысяч самых фантастических и противоречивых, поэтому значимость сунны в течение тринадцати веков подвергалась сомнению некоторыми богословами, а начиная с XIX в.

востоковедами2.
Для того* чтобы донести хадисы до своих последователей, приверженцы различных мусульманских направлений
Коране, его происхождении и мифологии.М.,1988.С.6282; Резвая Е.А.
Коран и доисламская куяьтура//йслам: Религия, общество, государство.М.
,1984.С.44-58.
1 Пиотровский М.Б.
ас-Сунна//йслам:Энцикд.словарь.М.,1991.С.224.
2 Ой.: Ислам: историографические очерки .М.,1991.С.85.


[стр.,37]

37 (ханбалитн, сунниты, шииты) создавали "популярные” тексты, посвященные тем или иным проблемам вероучения, права, этики.
Такая методика открывала возможность, сохраняя авторитет традиции, откликаться на любые события в религиознополитической жизни мусульманского мира*.
Таким образом, Коран и сунна представляют собой сборник практически всех индивидуально и социально организованных стереотипов обычаев, ритуалов, социально
етереотипизированннх ценностей, юридически регламентированных установлений и т.д.
В качестве совокупности культурных традиций Коран и сунна выполняют функции стабилизации утвердившихся в обществе отношений и
воспроизвод2.
• ства этих отношений в жизни новых поколений.
Процесс становления
МКТ, закрепленный в Коране и сунне, был таким образом узаконен исламом, стереотипизация и дальнейшая трансляция из поколения в поколение осуществлялась через шариат^.
1 Хрестоматия по исламу.М.
,1994.С.86.
2 Исламская традиция связывает понятие "шариат" прежде всего с его использованием в Коране для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай.
Что касается поступков человека, его внешнего поведения, то положения шариата регламентируют их не сами по себе, а путем конкретизации в определенных нормах.
Ом.: Массэ А.
Ислам.
Очерк истории.М.,1961.С.83109; Сюкияйнен Я.Р.
Мусульманское право: Вопросы теории и практики.М.,1986.С.7-64.

[Back]