узаконен исламом, стереотшшзацйя и дальнейшая трансляция из поколения в поколение осуществлялась через шариат1. В процессе своего становления ислам сохранил некоторые гуманистические нормы доисламских комплексов. В первую очередь это обычаи матриархального характера у некоторых народов Африки, обычаи кровных обязательств у кавказских горцев и др. Подобные обычаи, а также реалии правовой жизни, не отраженные шариатом, соогзетствуют пониманию традиций в исламе и определяются термином "адат”. У некоторых мусульманских народов адат может выступать альтернативой шариату, а может в зависимости от степени исламизации общества —и вовсе оттеснять его. Традиции, закрепленные адатом, представляют собой значительно более древние наслоения и носят эволюционный характер. В отличие от Корана и сунны, возникших в результате заимствований и изобретения, адат носит характер постепенного эмпирического накопления, преобразования, стереотипизации и затем пространственно-временной трансмиссии. Традиции адата узколокальны, ибо связаны с конкретной этической общностью либо с конкретной географической зоной. В практической деятельности нормами адата может пользоваться без ограничений только третейский судья, главной задачей которого является приведение сторон к соглашению. В таких случаях обращение к 'градации носит характер соотнесения с "законом отцов", "обычаем предков"2. Во всякой культуре существует определенное динамическое соотношение, с одной стороны, традиционности, поддерживающей стабильность, и с другой, инноваций или заимствований, через которые общество меняется. И первый, и второй элемент сосуществует в диалектическом единстве как разные стороны культурного организма. Принципиальное свойство мусульманских гуманистических традиций состоит именно в тенденции сохранения прошлых образцов через ограничение новшеств как отклонений от общепринятой нормы. Источником инноваций в начале VII века стала пророческая деятельность Мухаммеда, изменившая тип мышления и общественное бытие. Причиной принятия и успешного соединения новой религии с социокультурной средой послужило наличие социального спроса, обусловленного переменами в арабском обществе. Перед угрозой рассеяния религиозного знания и деформации структур (после смерти Пророка) ислам особенно жестко стал блокировать инновации. На всем протяжении исламской истории процесс адаптации к новым условиям выражался прежде всего в обновлении периферийных элементов культуры, не затрагивающих собственно культурного ядра. Новое включалось в старое на условии укрепления этого старого. Всяческие попытки реформирования ислама, 1Исламская традиция связывает понятие "шариат" прежде всего с его использованием в Коране для обозначения начертанного Аллахом прямот пути, следуя которым фановерный достигает нравст венною совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Что касается посту пков человека, его внешнего поведения, то положения шариата регжментирукп их не сами по себе, а путем конкретизации в определенных нормах. См.; Масса Л. Ислам. Очерк истории.М.. 1961.С.83-109: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики М., 1986— С.7-64. 2Боголюбов A.C. Ада//Ислам..., С. 13; Бабич И.Л. Эволюция взаимоотношений центральной государственной администрации с ipaштатным общинным саиоупривла кабардинцев/Россия и Восток.М. ,1993.с.80-89. 148 |
37 (ханбалитн, сунниты, шииты) создавали "популярные” тексты, посвященные тем или иным проблемам вероучения, права, этики. Такая методика открывала возможность, сохраняя авторитет традиции, откликаться на любые события в религиознополитической жизни мусульманского мира*. Таким образом, Коран и сунна представляют собой сборник практически всех индивидуально и социально организованных стереотипов обычаев, ритуалов, социально етереотипизированннх ценностей, юридически регламентированных установлений и т.д. В качестве совокупности культурных традиций Коран и сунна выполняют функции стабилизации утвердившихся в обществе отношений и воспроизвод2. • ства этих отношений в жизни новых поколений. Процесс становления МКТ, закрепленный в Коране и сунне, был таким образом узаконен исламом, стереотипизация и дальнейшая трансляция из поколения в поколение осуществлялась через шариат^. 1 Хрестоматия по исламу.М. ,1994.С.86. 2 Исламская традиция связывает понятие "шариат" прежде всего с его использованием в Коране для обозначения начертанного Аллахом прямого пути, следуя которым правоверный достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Что касается поступков человека, его внешнего поведения, то положения шариата регламентируют их не сами по себе, а путем конкретизации в определенных нормах. Ом.: Массэ А. Ислам. Очерк истории.М.,1961.С.83109; Сюкияйнен Я.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики.М.,1986.С.7-64. Ранее в .исследовании, говоря о механизме становления исламской культуры, упоминалось о признании исламом некоторых пережиточных норм доисламских комплексов. К примеру, обычаи ¡матриархального характера у некоторых народов Африки, обычаи кровных обязательств у кавказских горцев и др. Подобные обычаи, а также реалии правовой жизни, не отраженные шариатом, соответствуют пониманию традиций в исламе и определяются термином "адат". У некоторых мусульманских народов адат может выступать альтернативой шариату, а может и вовсе оттеснять его в зависимости от степени исламизации общества. Традиции, закрепленные адатом, представляют собой значительно более древние наслоения и носят эволюционный характер. В отличие от Корана и сунны, возникших в результате заимствований и изобретений, адат носит характер постепенного эмпирического накопления, преобразования, стереотипиэации и затем пространственно-временной трансмиссии. Традиции адата узколокальны, ибо связаны с конкретной этнической общностью либо с конкретной географической зоной. В практической деятельности нормами адата может пользоваться без ограничений только третейский судья, главной задачей которого является приведение сторон к соглашению. В таких случаях обращение к традиции носит характер соотнесения с "законом отцов", "обычаем предков"*. I О*.: Боголюбов A.C. Ада//Иелам..., С.13; Бабич И.Л. Эволюция взаимоотношений центральной государственной администрации с традиционным общинным самоуправлением кабардинцев//Россия и Восток.М.,1993.С.80-89. 39 Во всякой культуре существует определенное динамическое соотношение, с одной стороны, традиционности, поддерживающей стабильность, и с другой, инноваций или заимствований, через которые обцество меняется. И первый, и второй элемент сосуществуют в диалектическом единстве как разные стороны культурного организма. Принципиальное свойство МКТ состоит именно в тенденции сохранения прошлых образцов через ограничение новшеств как отклонений у. от общепринятой нормы. Источником инноваций в начале У П в » л « стала пророческая деятельность Мухаммеда, изменившая тип мышления и общественное бытие. Причиной принятия и успешного соединения новой религии с социокультурной средой послужило наличие социального спроса, обусловленного переменами в арабском обществе, и социальной детерминация,, понимания со стороны принимающего общества. Перед угрозой рассеяния религиозного знания и деформации структур (после смерти Пророка) ислам особенно жест♦ ко стал блокировать инновации. На всем протяжении исламской истории процесс адаптации к новш условиям выражался прежде всего в обновлении периферийных элементов культуры, не затрагивающих собственно культурного ядра. Новое включалось в старое на условии укрепления этого старого. Всяческие попытки реформирования ислама, нововведения (бида’ а) объявлялись греховными, недозволенными новшествами, заблуждениями, и проявление несовпадающих интересов со стороны новых'сия влекло за собой жесткие санкции как в социальноФ |