пронизывают все сферы жизни и деятельности мусульманина, все отношения и институты мусульманскою общества. Главное требование к традициям компенсация непредвиденных, энтропийных потерь. Традиции мусульман как механизм наследования интровертны, т.е. направлены на устройство и самоподдержание системы. Причем информация, заложенная в традиции, необязательно отвечает критериям истинности и рациональности. В этом, собственно, причина устойчивости стереотипного исламского сознания и поведения, противоречащих, на взгляд представителя другой культуры, очевидным эмпирическим данным и целесообразности приспособительных действий. Культурную норму, регулирующую традиции, составляют Коран и сунна (императив), народные обычаи и мотивации в виде образцов поведения, стандартов убеждений, предпочтений, склонностей и т.п. Заложенная в традициях информация аккумулируется в Коране и сунне Пророка (революционные традиции) и в адате (эволюционные традиции). Культурные традиции выверены временем. Темпы их обновления в исламе весьма незначительны, в основном, из-за ограничения нововведений, для него используется весь арсенал социальных санкций. Мусульманские традиции отличают устойчивость, стабильность, предсказуемость и низкая динамика развития. Вместе с тем, они пластичны, обладают широким диапазоном вариантности, что обусловлено неоднородностью ислама, отсутствием централизованной организации духовенства. Культурные традиции мусульман позволяют связать в единый узел прошлое, настоящее и вероятное будущее ислама как социокультурной системы. Их гуманистические компоненты могут в потенции стать достоянием всего человечества. Сочетание общих и локальных традиций определяет бесконечное культурное разнообразие человечества, которое выражается в особенностях хозяйственной деятельности, семейно-бытовой жизни, системе обрядов, в художественном народном творчестве, языке, религии, менталитете и т.д. В рамках российской цивилизации сложилась многообразная система культур народов, проживающих на территории Российской Федерации. Составной частью этого крупного культурного образования , его структурным элементом является культура мусульман. Причиной формирования специфики культуры мусульман России является процесс адаптации исламской культуры к условиям конкретной природной и социальной среды. Эта специфика закрепилась в исторически сложившейся системе, состоящей из комбинации общих и локальных традиций. Таким образом, структуру рассматриваемой субкультуры можно представить состоящей из элементов двух систем: элементов "материнской", общемусульманской культуры (общиетрадиции); элементов локальных культур, образовавшихся в результате адаптации к условиям региона: культура мусульман Кавказа, Поволжья и т.д. (локатьные традиции). 150 |
психологические (и этнопсихологические) установки, формирующие определенные стереотипы поведения и мышления, регулируют религиозные, гражданские, семейно-бытовые, хозяйственные отношения, светскую культуру и т.д. Они пронизывают все сферы жизни и деятельности мусульманина, все отношения и институты мусульманского общества. 2) Главное требование к МКТ компенсация энтропийных потерь. МКТ как механизм наследования интровертны, т.е. направлены на устройство и самоподдержание системы. Причем информация, заложенная в МКТ, не обязательно отвечает критериям истинности и рациональности. В этом, собственно, причина устойчивости стереотипного исламского сознания и поведения, противоречащих, на взгляд представителя другой культуры, очевидным эмпирическим данным и целесообразности приспособительных действий. 3) Культурную норму регулятивную ипостась МКТ составляют Коран и сунна (императив), народные обычаи и мотивации в виде образцов поведения, стандартов убеждений, предпочтений, склонностей и т.п. 4) Информация аккумулируется в Коране и сунне Пророка (революционные традиции) и в адате (эволюционные традиции). 5. МКТ выверены временем. Темпы их обновления незначительны в основном из-за ограничения нововведений* для чего используется весь арсенал социальных санкций. 6) МКТ в целом отличает устойчивость, стабильность, предсказуемость и низкая динамика развития. Шесте с тем они пластичны, обладают широким полем (диапазоном) вариантности, что обусловлено неоднородностью ислама и отсутствием централизованной организации духовенства. 7) МКТ имеют потенциально большое прикладное значение, позволяют связать в единый узел прошлое, настоящее и вероятное будущее ислама как социокультурной системы. Гуманистические, прогрессивные компоненты МКТ могут в потенции стать достоянием всего человечества. 1.2. Культурология и педагогика о традициях российских мусульман Сочетание общих и локальных традиций определяет бесконечное культурное разнообразие человечества, которое выражается в особенностях хозяйственной деятельности, семейно^бытозой жизни, системе обрядов, в художественном народном творчестве, языке, религии, менталитете и т.д. В рамках российской цивилизации сложилась многобразная система культур народов, проживающих на территории Российской Федерации. Составной частью этого крупного культурного образования , его структурнш элементом является культура мусульман. Говоря о существовании мусульманской субкультуры в России, мы исходим не только из ее отличия от преобладающей и нормативной российской культуры по определенным культурным признакам (обычаям, стилю поведения и пр.), 44 но также и ее конкретных особенностей как локального варианта собственно исламской культуры. Причиной формирования специфики культуры мусульман России является процесс адаптации исламской культуры к условиям конкретной среды природной и социальной. Эта специфика закрепилась в исторически сложившейся системе, состоящей и* комбинации общих и локальных традиций. Таким образом, структуру рассматриваемой субкультуры можФ но представить состоящей из элементов двух систем: элементов "материнской", общемусульманской культуры (оС&цие традиции); элементов локальных культур, образовавшихся в результате адаптации к условиям региона: культура мусульман Кавказа, Поволжья и т.д. (локальные традиции). В рамках данного раздела в соответствии с характером исследования представляется целесообразным рассмотрение субкультуры в двух аспектах: культурологическом ♦ и педагогическом. Изучение проблемы с позиций системного подхода, используемого в работах признанных отечественных ученых Э.А.Баллера, Ю.В.Бромяея, Л.Н.Гумилева, Э.С.Маркаряна, Э.В.Соколова, а также обращение к исследованиям молодых ученых В.В.Ануфриева (модель анализа региональных культур*, Е.Б.Мамбекова (социокультурная I Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры: Автореф. дис... кацд.филос.наук/РЙПРИИК.М. ,1995. |