Большинсгво определений исламской культуры, данных мусульманскими учеными и исследователями, сходны в том, что это культура, осью которой является ислам, его источники, его основополагающие учения и знания, с ним связанные и из него вытекающие1 . Именно религия как комплекс представлений, верований, моральных норм, форм поведения, правовых и общественных институтов служила стержнем жизнеспособности мусульманской культурной общности. Значение религиозного фактора было тем сильнее, что ислам, в отличие от христианства, не пережил реформации с ее разделением светского и духовного начала. Центральным понятием мусульманского религиозного сознания является идея Откровения. После смерти пророка Мухаммеда откровения, данные ему из книга, которая имеется только у Бога — ’’книги сокровенной”2 были запечатлены в Коране. ’’Таким образом, отмечает историк и исламовед Д.Е.Еремеев, Кораи для мусульман но своей святости нечто большее, чем евангелие для христиан. И если искать в христианской религии аналогию ему, то это, скорее, сам Иисус Христос, Логос, слово божье”3. Сознание в исламе приобретает некоторые специфические черты, признаки, особенности, которые в их совокупности образуют мусульманскую парадигму мышления. Этот способ мышления выходит за пределы собственно религии, неизменно накладывая отпечаток практически на все области духовной жизни, формируя исламский образ жизни и исламскую культуру. Способ существования религиозного сознания вера. В рамках исламской парадигмы бошсловами большинства школ выделяются три элемента веры4 1. словесное признание истинности Аллаха, Корана и пророков. Словесная формула шахада является важнейшим положением исламского символа веры и содержит два первых догмата: признание единственности Аллаха и посланнической миссии Мухаммеда. 2. внутреннее согласие, осознание сердцем истинности Аллаха. 3. добрые дела, исполнение предписаний ислама и религиозных обязанностей. Последний элемент веры, как видно, тесно переплетается с другим ключевым понятием ислама ибада, т.е. ’’внешние” формы богопочитания, составляющие основу мусульманского культа: омовение, молитва, налог на имущество, взимаемый в пользу бедных, пост, паломничество и усердие в вере (джихад). Догматика ислама, в совокупности с богослужебной практикой, образуют тот стержень, который пронизывает все уровни социальной жизни и сводит их в упорядоченную иерархическую систему в соответствии с исламской картиной мира. Особенности восприятия человеком себя и универсума, место и назначение 1Абдульмагид Абдулькадер. Развитие этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама(на примере Йеменской Республики): Автореф. д ис...канд.пед.наук/СПбГАК. СПб., 1995; Абуль Аля аль-Маудуди. Основы ислама.М., 1993; Мухаммед ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры.М.,1994. 2 Коран: 56:76-77; 43.1-2; 85:21-22. 3 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления,М., 1990.С. 32. 4 Прозоров С.М. Иман//Ислам: Энцикл.словарь.М.,1991— С. 100 151 |
э&имационная модель)* оказали влияние на методику данного исследования, исходя из чего представляется целесообразным вьщелить в качестве объектов для рассмотрения характеристик мусульманской субкультуры следующие: духовная культура; художественная культура; культурно-досуговая деятельность; процесс социализации. Характер формирования и развития регионального варианта мусульманской культуры наибольшим образом определяется самой культурой ислама, т.е. общими традициями. Большинство определений исламской культуры, данных мусульманскими учеными и исследователями, сходны в том, что это культура, осью которой является ислам, его источники, его основополагающие учения и знания, с ним р связанные и из него вытекающие . Именно религия как комплекс представлений, верований, моральных нор«, форм поведения, правовых и общественных институтов служила 1 Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: Автореф. дис...канд. пед. наук/СДбГИК.СПб.,1992. 2 См.: Абдульмагид Абдулькадер. Развитие этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама(на примере Йеменской Республики): Автореф. дис...каед.пед.наук/СПбГАК.СПб., 1995; Абуяь Аля аль-Маудуди. Основы ислама.М. ,1993; Мухаммед ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры.М., 1994. 46 стержнем жизнеспособности мусульманской культурной общности. Значение религиозного фактора бьшо тем сильнее, что ислам, в отличие от христианства, не пережил реформации с ее разделением светского и духовного начала. Центральным понятием мусульманского религиозного сознания является идея Откровения. После смерти пророка Мухаммеда откровения, данные ему из книги, которая имеется только у Бога "книги сокровенной"* были эапе^ чатлены в Коране."Таким образом, отмечает историк и исламовед Д.Е.Еремеев, Коран для мусульман по своей святости нечто большее, чем евангелие для христиан. И если искать в христианской религии аналогию ему, то это, р скорее, сам Иисус Христос, Логос, слово божье" . Сознание в исламе приобретает некоторые специфические черты, признаки, особенности, которые в их совокупности образуют мусульманскую парадигму мышления. Этот способ мышления выходит за пределы собственно религии, 4г неизменно накладывая отпечаток практически на все области духовной жизни, Формируя исламский образ жизни и исламскую культуру. Способ существования религиозного сознания вера. В рамках исламской парадигмы богословами большинства ч школ вццеляется три элемента веры : 1 Коран: 56:76-77; 43:1-2; 85:21-22. 2 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.М.,1990.С.32. 3Ом.: Прозоров С.М. Иман//йслам: Энцикл.словарь,-М., 1991.С.100. 4? 1 словесное признание истинности Аллаха, Корана и пророков. Словесная формула шахада является важнейшим положением исламского символа веры и содержит два первых догмата: признание единственности Аллаха и посланнической миссии Мухаммеда. 2 внутреннее согласие, осознание сердцем истинности Аллаха. 3 добрые дела, исполнение предписаний ислама и религиозных обязанностей. ► Последний элемент веры, как видно, тесно перепле. тается с другим ключевым понятием ислама ибада, т.е. "внешние" формы богопочитания, составляющие основу мусульманского культа: омовение (5:8-9), молитва, налог на имущество, взимаемый в пользу бедных (9:60; 20:42,78; 24:55; 58:14), пост (2:183), паломничество и усердие в вере (джихад). Догматика ислама в совокупности с богослужебной , практикой образуют тот стержень, который пронизывает все уровни социальной жизни и сводит их в упорядоченную иерархическую систему в соответствии с исламской картиной мира. Особенности восприятия человеком себя и универсума, место и назначение человека в мире ключевые понятия для проникновения в сущность культуры. С учетом исходных гносеологических, мировоззренческих и методологических характеристик ислама можно сказать, что мусульманский духовной культуре присущи фидеизм, авторитаризм, # дуализм, традиционализм. |