Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 155]

установки ’’бытового” ислама будничные предписания, обыденные регламентации, привычные ритуальные действия, совершаемые механически остаются на всю жизнь1 .
Английский исследователь
И.Дэниель подчеркивает, что мусульманин, даже если он лично не является верующим, всегда признает исламскую природу своей культуры2.
Соответственно, неверие в исламском обществе рассматривается и понимается как личное, частное дело, в то время как религия дело общины: допустимо быть атеистом, но недопустимо при этом не относить себя к какойлибо конфессии.

Таким образом, атеизм выступает как личное дело индивида, а мусульманство как его религия.
Даже религиозная практика, отмечает
Н.Дэниель, может означать просто лояльность, а не позитивную веру3.
В итоге в обществе складывается конгломерат различных культурных пластов, обусловленных многообразием и пестротой сознания.
Так, в ходе исторического развития, культура российских мусульман имела три основные идеологии, формировавшие особую картину мира.
Условно их можно определить как языческая, исламская и коммунистическая.
В современной культуре мусульман России наличествует слияние элементов всех трех
идеологических систем4.
г) Традиционализм Догматы ислама спасительные истины для мусульман всех территорий и исторических эпох.
Они даны в откровении и не подлежат изменению ввиду
’’конечности пророчества”, поэтому жизнь мусульманской общины основывается на строгом соблюдении заветов Корана и сунны.
Через шариат и
адатные нормы осуществляется передача ценностей от поколения к поколению на уровне сознания и путем передачи норм деятельности, поведения и т.д.
Они определяют консервативное начало духовной жизни мусульман и реализуются через механизм следования издавна бытующим образцам, их сбережения, закрепления и постоянного воспроизводства в общественной жизни.
Традиции в сфере духовной жизни общества были актуальны для ислама не только на ранних этапах, но продолжают удерживаться и по сей день, поскольку в меньшей степени, чем материальная культура, подвержены изменениям".
Усиление традиционализма общности российских мусульман обусловливалось, кроме прочего, необходимостью
самовыражения и самоутверждения при взаимодействии с другими этнокультурами, и прежде всего с 1 Еремеев Д.Е.
.Указ.
соч., С.3-5.
2Daniel N.
Problems of Communications between isiami Civilization— Gairo, 1982.
P.4.
(Проблемы взаимоотношений между исламской цивилизацией и Взротй) 3Daniel N.
Указ.соч., с.6 4 0 дуализме в мировоззрении мусульман см.: Давлетшин Г'.М.
Традиционные мировоззрения населения Волжской
Булгарин домонголнекого периода: о пространстве и времени/Культура, искусство татарского народа.Казань, 1993С.36-46; Малашенко Л.В.
Ислам в политике и политика в исламе/УАзия и Африта сегодня.
1991.№8.-0.20-23; Малашенко A.B.
Ислам в нашем доме//Дружба народов.1993№
10.-С.
151-159 5 0 консерватизме традиционных установок норм и нравов в европейской культуре писал Э.Фукс (см.: Фукс Э.
Иллюстрированная история
нравов.Т.1.М., 1993); о консерватизме мусульманской культуры см.: Малашенко A.B.
Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ: Автореф.
дис...докт.ист.наук.М.,1995.

153
[стр. 50]

"опиралась на религиозные начала, которые в то же время согласовывались с врожденными человеческими качествами"*.
Ислам использовал не только важнейшие мирские дела и узловые точки человеческого бытия в соединении со сверхъестественным, но и самые мелкие бытовые моменты приковывал х мысли о Боге, о нерасторжимости линий жизни и проведения.
Как отметил Д.Е.Еремеевг мусульманин под влиянием определенных факторов может освободиться от религиозного сознания, мусульманской едеологии и пр., но подсознательные установки "бытового" ислама будничные предписания, обеденные регламентации, привычные ритуальные действия, совершаемые механически,остаются на всю жизнь^.
Английский исследователь
Н.Дэниель подчеркивает, что мусульманин, даже если он лично не является верующим, всеО гда признает исламскую природу своей культуры .
Соответственно, неверие в исламском обществе рассматривается и понимается как личное, частное дело, в то время как религия дело общины: допустимо быть атеистом, но недопустимо при этом не относить себя к какой-либо конфессии.

1 Абдульмагид Абдулькадер.
Указ.
соч., С.25.
2 Еремеев Д.Е.
Указ.
соч., С.3-5.
3 Daniel N.
Problems of Совминi eations between IsIaMi CivilizaîioruCairo,1982.
P.4.
=(Проблемы взаимоотношений между исламской цивилизацией и Европой).


[стр.,51]

51 Таким образом, атеизм авыступает как личное дело индивида, а мусульманство как его религия.
Даже религиозная практика, отмечает
Я.Дэниель, может означать просто лояльность, а не позитивную веру^.
В итоге в обществе складывается конгломерат различных культурных пластов, обусловленных многообразием и пестротой сознания.
Так, в ходе исторического развития культура российских мусульман имела три основные идеологии, формировавшие особую картину мира.
Условно их можно определить как языческая, исламская и коммунистическая.
В современной культуре мусульман России наличествует слияние элементов всех трех
едеологических систем^.
I -DanieLN.
Указ.
соч., С.6.
2 0 дуализме в мировоззрении мусульман см.
.
: Давлетшин Г.М.
Традиционные мировоззрения населения Волжской
Булгарии домонгольского периода: о пространстве и времени//Культура, искусство татарского народа.Казань, 1993.С.38-46; Малашенко A.B.
Ислам в политике и политика в исламе//Азия и Африка сегодня.1991.№ 8.С.20-23; Малашенко A.B.
Ислам в нашем доме//Дружба народов.1993.$
10.C.I5I-I59.


[стр.,52]

ч 52 г) традиционализм Догмата ислама спасительные истины для мусульман всех территорий и исторических эпох.
Они даны в откровении и не подлежат изменению в
веду "конечности пророчества", поэтому жизнь мусульманской общины основывается на строгом соблюдении заветов Корана и сунны.
Через шариат и
адатнне нормы осуществляется передача ценностей от поколения к поколению на уровне сознания и путем пеф редачи норм деятельности, поведения и т.д.
Они определяют консервативное начало духовной жизни мусульман и реализуются через механизм следования издавна бытующим образцам, их сбережения, закрепления и постоянного воспроизводства в общественной жизни.
Традиции в сфере духовной жизни общества были актуальны для ислама не только на ранних этапах, но продолжают удерживаться и по сей день, поскольку в меньшей степени, чем материальная культура, подвержены изменениям*.
* Усиление традиционализма общности российских мусульман обусловливалось, кроме прочего, необходимостью
1 0 консерватизме традиционных установок, норм и нравов в европейской культуре писал Э.Фукс (см.: Фукс Э.
Иллюстрированная история
нравов.Т.I.М., 1993); о консерватизме мусульманской культуры см.: Малашенко A.B.
Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ: Автореф.
дис...докт.ист.наук.М.
,1995.

Г

[Back]