русской. Формирование культуры российских мусульман происходило в недрах евразийской цивилизации. С момента принятия ислама хазарами, а затем камскими булгарами (УИ-Х вв.) Русь, а впоследствии Россия, оказалась связанной с исламом тысячами нитей, и влияние ее на развитие культуры народов, исповедующих ислам, было огромным. Терпимое отношение к исламу сложилось в России не сразу: от Ивана Грозного вплоть до Екатерины II проводилась политика колонизации и христианизации народов, исповедующих ислам. Лишь в 1773 г. был издан закон о ’’терпимости всех вероисповеданий", запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела иных конфессий. Результатом провозгла!пения принципа веротерпимости стало создание в ХУШ-ХГХ вв. авторитетных органов мусульманского управления, строительство мечетей и школ, появление гонкой прослойки мусульманской интеллигенции. Формирование общественных направлений в мусульманской среде происходило также в русле развития российской общественной мысли: в XIX в. противостояние традиционалистов (кадимистов) и либералов-обиоатенцев (джадидов); в начале XX в.движение "младотатар” в Крыму, зарождение марксистских кружков. Все это способствовало становлению мусульманской социальной общности, формированию чувства национального самосознания этносов мусульманской культуры. Вместе с тем, как отмечает ряд ученых, к началу XX в. единая мусульманская культура в России еще только зарождалась. Д.Р.Гордон-Полонская считала, что чувство национального самосознания мусульман, за исключением татар, было развито слабо: ислам не смог преодолеть племенной и клановой разобщенности, сильно давало знать себя местничество1 . Р.Г.Ланда в полемике с А.Авторхановым отстаивает свой взгляд, в соответствии с которым единство мусульманских народов России в начале этого века существовало лишь в воображении2, т.е. оно было относительным, как, к примеру, единство народов Европы. Бесспорным является факт, что ислам в целом составил ядро культуры, в соответствии со своей догматикой и культовой практикой формируя срединную культуру российского мусульманства. Специфика срединной культуры проявлялась не только в культуре повседневности (бытовые привычки, первичная социализация индивида, общение, привычное потребление и жизнеобеспечение то, что М.Вебер назвал "рутинизацией харизмы'"), но предопределила специфику художественной культуры ислама, которая в структуре духовных отношений выступала как палифункционапьное образование, осуществляющее внедрение норм, ценностей, смыслов и значений, необходимых для полноценной жизни общества. Художественный облик искусства включал, наряду с доминирующим исламским пластом, черты традиционного домусульманского искусства. Отсюда яркий и самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы российских мусульман, отношение к природе и жизни общества. Этот стиль 1Гордон-Полонская Л.Р. Ислам и проблема адаптации к услоиям "чужой" щвилшацци/Исиим и цюблемы межцишшациопного взаимодействия.М.. 1992.С.145. 2 Л андаР.1И слам в истории России.М. 1995.СЛ36-138. 154 |
самовыражения и самоутверждения при взаимодействии с другими этнокуяьтурами, и прежде всего с русской. Формирование культуры российских мусульман происходило в недрах евразийской цивилизации. С момента принятия ислама хазарами, а затем камскими булгарами (УВ-Х вв.) Русь, а впоследствии Россия, оказалась связанной с исламом тысячами нитей, и влияние ее на развитие культуры народов, исповедующих ислам, было огромным. Терпимое отношение к исламу сложилось в России не сразу: от Ивана Грозного вплоть до Екатерины П проводилась политика колонизации и христианизации народов, исповедующих ислам. Лишь в 1773 г. был издан закон о "терпимости всех вероисповеданий", запрещавший православно,• 1 • • • . ' . • .. . му духовенству вмешиваться в дела иных конфессий. Результатом провозглашения принципа веротерпимости стало создание в УЕ-Х1Х вв. авторитетных органов мусульманского управления, строительство мечетей и школ, появление тонкой прослойки мусульманской интеллигенции. Формирование общественных направлений в мусульманской среде происходило также в русле развития российской общественной мысли: в XIX в. противостояние традиционалистов (кадимистов) и либералов-обновленцев (джадидов); в начале XX в.движение "младотатар" в Крыму, зарождение марксистских кружков. Все это способствовало становлению мусульманской социальной общности, форми рованию чувства национального самосознания этносов мусульманской культуры. Шесте с тем, как отмечает ряд ученых, к началу XX в. единая мусульманская культура в России еще только зарождалась. Л.Р.Гордон-Полонская считала, что чувство национального самосознания мусульман за исключением татар было развито слабо: ислам не смог преодолеть племенной и клановой разобщенности, сильно давало знать себя местничество*. ?.Г.Ланда в полемике с А.Авторхановым отстаивает свой взгляд, в соответствий с которым единство Мусульманских народов России в начале этого века существовало лишь в воображении^, т.е. оно было относительным, как, к примеру, единство народов Европы. Бесспорным является факт, что ислам в целом составил ядро культуры, в соответствии со своей догматикой и культовой практикой формируя срединную культуру российского мусульманства. Специфика срединной культуры проявлялась не только в культуре повседневности (бытовые привычки, первичная социализация индивида, общение, привычное потребление и жизнеобеспечение то, что М.Вебер назвал "рутинизацией харизмы"), но предопределила специфику художественной культуры ислама, которая в структуре духовных отношений выступала как полифункциональное 1 Гордон-Полонская Л.Р. Ислам и проблема адаптации к условиям "чужой" цивилизации//йслам и проблемы межцивилизационного взаимодействия.М.,1992.С.145. 2 Ланда Р.Г. /юлам в истории России.М.,1995.С Л 36-138. 55 образование, осуществляющее внедрение крм, ценностей, смыслов и значений, необходимых для полноценной жизни общества. Художественный облик искусства включал, наряду с доминирующим исламским пластом, черты традиционного домусульманского искусства. Отсюда яркий и самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы российских мусульман, отношение к природе и жизни общества. Этот стиль воплотился в произведениях декоративноприкладного искусства, музыкальном фольклоре, народном танце и театре, живописи, архитектуре, др. В художественной культуре мусульман проявилась тесная связь искусства с трудовой жизнью, обычаями и традициями этносов. Соответственно, в исследованиях по вопросам мусульманской художественной культуры непременный акцент делается на этнокультурную специфику, степень индивидуальности и условия инвариантности-неизменности. Анализ ряда публикаций и научных трудов по мусульманской художественной культуре* позволил выявить некие общие закономерности. / Я I См.: Ислам и культура ислама: о традициях и стиле восточного искусства//Творчество.1991.№ 9.С.2-11; Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры: Сб.ст./ИНСАМ.М. ,1993; Искусство Татарстана: пути становления: Сб.ст.Казань,1985; Культура, искусство татарского народа: история, традиции, взаимосвязи: Сб.ст.Казань,1993; Россия и Восток: проблемы взаимодействия.Ч.З.Челябинск,1995. |