Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 158]

поэзии и литературе1 .
Обозначенная выше общность мусульманской культуры на протяжении веков определяла характер художественной культуры российских мусульман: живопись и скульптура ограничивались каллиграфией и орнаменталистикой, причем, в основе их лежало Слово, поскольку арабский язык язык Откровения утвердился во всем мусульманском мире как язык сакральный.
Графическое начертание арабского слова, как отмечает Е.М.Горожанкина,
’’освящало” предметы и выводило их из мирского в сакрально значимый ряд2.
В культовой архитектуре широко бытовали коранические фрагменты, воплощенные в камне и дереве, бронзе и стали, которые, подобно росписям христианских храмов, являлись своеобразной знаковой системой, описывающей религиозномифологическую картину мира3.
По этой причине в архитектуре мечетей и
жилых домов отдавалось предпочтение мотивам барокко, которые позволяли широко использовать геометрический и растительный архитектурный орнамент4.
Таким образом, единство мусульманской художественной культуры было предопределено базовыми установками ислама.
Разнообразие художественной культуры мусульман было обусловлено влиянием исторических, природногеографических, этносоциальных факторов.
Так, татарское искусство
ХУШ-Х1Х вв.
испытывало сильное влияние культуры суфизма, что привело к синтезу исламских и фольклорных элементов инструментальных, вокальных, театральных
и хореографических традиций5.
Это искусство, как отмечает исследователь Г.М.Макаров, развивалось в двух формах: у
монашествущих дервишей; на бытовом уровне (у сельских жителей)6.
Благодаря деятельности дервишей осуществлялось развитие и распространение конфессионального фольклорного искусства как в
УралоПоволжьи, так и в других регионах России и зарубежья: через хаджжи, паломничества к могилам святых, радения и зикры7 , поэмы из мусульманской мифологии сопровождаемые пением и танцами, игрой на музыкальных инструментах.
На искусство народов, исповедующих ислам шиитского толка
(персы, азербайджанцы), наложил отпечаток культ ’’мучеников за веру”8.
Это нашло 1Как отмечает ряд авторов, подобное отношение к телесности, эросу носит в исламе эзотерический характер.
В семейных отношениях допускается любое проявление чувственности, имеет место также культ мужской сексуальности, часто гиперболизированной.
См.: Еремеев Д.Е.
Указ.
Соч..
с.
194*201 2Горожанкина Е.М.
Общие черты в ювелирном искусстве казанских татар и народов Средней Азии//Культура, искусство
татарской) народа.-Казань,1993.С.38-46 ЗРезван Е.А.
Коран и эпиграфика//Ислам: историографич.
очерки.М.,199ГС.65-66.
4Айдарова Т.Н.
Тип архитектурной культуры Татарстана/ ' Культура, искусство татарского народа.
Казань, 1993.с.
109-115
5Макаров Г.М.
Ислам и некоторые аспекты изучения татарской
музыкачьно-инструмешдлыюй куль'Пфы/Исламохристианское пограничье Казань,!994,С.
186-196.
бМакаров Г.М.
Указ.соч., сЛ92 73икр в суфизме особый способ поминания Бога, сложный обряд психологической подготовки верующего к постижению божестенной сущности, вызывающий экстаттеский транс; применяется ряд технических приемов (голос, музыка, танец, смена ритма и частоты дыхания), стимуляторы (кофе, алкоголь), См.: Акимушкин О.Ф.
Зикр//И слам-С .77.
8 Мучениками за веру шииты называют имамов Али, Хусаина и Хасана, погибших в результате политической 156
[стр. 58]

53 Обозначенная выше общность МКТ на протяжении веков определяла характер художественной культуры российских мусульман: живопись и скульптура ограничивались каллиграфией и орнаменталистикой, причем в основе их лежало Слово, поскольку арабский язык язык Откровения утвердился во всем мусульманском мире как язык сакральный.
Графическое начертание арабского слова, как отмечает Е.М.Горожанкина,
"освящало" предметы и выводило их из щ мирского в сакрально значимый ряд*.
В культовой архитектуре широко бытовали коранические фрагменты, воплощенные в камне и дереве, бронзе и стали, которые, подобно росписям христианских храмов, являлись своеобразной знаковой системой, описывающей религиозно-мифологическую картину мира*".
По этой причине в архитектуре мечетей и
жилнх домов отдавалось предпочтение мотивам барокко, которые позволяли широко использовать геометрический и расз тигельный архитектурный орнамент.
1 Горожанкина Е.М.
Общие черты в ювелирном искусстве казанских татар и народов Средней Азии//Культура, искусство
татарского народа.Казань,1993.С.38-46.
2 Реэван Е.А.
Коран и эпиграфика//!йелам: историографии.
очерки.М.,1991.С.65-66.
3 Айдарова Г.Н.
Тип архитектурной культуры Татарстана// Культура, искусство татарского народа.
Казань,1993.С.109-115


[стр.,59]

59 Таким образом, единство мусульманской художественной культуры было предопределено базовыми установками ислама.
Разнообразие художественной культуры мусульман было обусловлено влиянием исторических, природно-географических, этносоциальных факторов.
Так, татарское искус.

.■** .
ство ХУШ-Х1Х вв.
испытывало сильное влияние культуры суфизма, что привело к синтезу исламских и фольклорных элементов инструментальных, вокальных, театральных,
хореографических традиций*.
Это искусство, как отмечает исследователь Г.М.Макаров, развивалось в двух формах: у
монашествующих дервишей; О на бытовом уровне (у сельских жителей).
Благодаря деятельности дервишей осуществлялось развитие и распространение конфессионального фольклорного искусства как в
Урало-Доволжьи, так и в других регионах РосI‘ .
сии и зарубежья: через хаджжи, паломничества к могилам святых; радения и зикры , поэмы из мусульманской мифо1 Макаров Г.М.
Ислам и некоторые аспекты изучения татарской
музыкально-инструментальной культуры//Исламо-христианское пограничье.Казань,1994.С.186-196.
2 Макаров Г.М.
Указ.
соч., С.192.
3 Зикрв суфизме особый способ поминания имени Бога, -гсложный обряд психологической подготовки верующего к постижению божественной сущности, вызывающий экстатический транс применяется ряд технических приемов (голос, музыка, танец, смена ритма и частоты дыхания), стимуляторы (кофе, алкоголь).
О«.: Акимушкин О.Ф.Зикр//йслам..., С.77.


[стр.,60]

60 логии, сопровождаемые пением и танцами* игрой на музыкальных инструментах.
На искусство народов, исповедующих ислам шиитского толка
(перси, азербайджанцы), наложил отпечаток культ; "мучеников за веру"*.
Это нашо отражение в развитии определенных художественных жанров и традиций.
Так, широкое распространение получили спектакли-мистерии об имамах Али и Хусайне, элегии и плачи о павших за веру; не столь строго соблюдался запрет на изображение людей и животных^.
Достаточно жесткие регулятивные рамки, устанавливаемые исламом, обусловили специфику художественной культуры мусульманских народов России.
Они же провоцировали нападки со стороны западников (П.Я.Чаадаева, Д.Мережковр ского)т а позже воинствующих атеистов, главными обви1 Мучениками за веру шииты называют имамов Али, Хусайна и Хасана, погибших в результате политической борьбы за престол в Халифате в УП в.
СЩ.: Прозоров С.М.
аш-Ши’ а// Ислам..., С.298.
2 См.: Еремеев Д.Е.
Указ.
соч., С.127, 162-165.
3 Д.Мережковский: "Религия мусульманская религия косности, недвижности.
И поскольку она соприкасается с жизнью, она ее задерживает".
Цит.
по: Ланда Р.Г.
Указ.
соч., С.135.
■ #

[Back]