Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 159]

отражение в развитии определенных художественных жанров и традиций.
Так, широкое распространение получили
спектаюти-мисгерии об имамах Али и Хусаине, элегии и плачи о павших за веру; не столь строго соблюдался запрет на изображение людей и животных8.
Достаточно жесткие регулятивные рамки, устанавливаемые исламом, обусловили специфику' художественной культуры мусульманских народов России.
Они же провоцировали нападки со стороны западников (П.Я.Чаадаева, Д.

Мережковского)1 , а позже воинствующих атеисгов, главными обвинениями которых были авторитаризм и косность традиций, сковывающих творческие потенции общества.
Обвинения, на наш взгляд, несправедливые, ибо возрождение мусульманской культуры на современном этапе опровергает тезис о неспособности ее саморазвития.
С другой стороны, Коран провозглашает человека наместником
Бота на земле, способного преобразовывать бытие в соответствии со своими духовными устремлениями.
Созидание своего бытия через культуру, науку , искусство реализуется путем раскрытия и развития творческих потенций.
Основа основ мусульманской религии Коран является для мусульманина не только Божественным откровением, но и великим
творением Культуры, освящающим и санкционирующим своим авторитетом сам принцип человеческого творчества.
Система исламских предписаний играла определенную и определяющую роль не только в становлении и развитии художественной культуры, но также в формировании и преемственности культурно-досуговых традиций мусульман.
Проблема исследования
социально-культурной деятельности мусульманских народов не изучалась столь широко, как другие области человеческой жизнедеятельности.
Как правило, мусульманские культурологи и специалисты смежных наук не выделяли досуг в отдельную область, а рассматривали его в контексте бытовой и социальной жизни общества.
Подобный подход можно объяснить укоренившейся в общественном сознании недооценкой значимости досуговой деятельности.
Истоки же недооценки следует искать
в отсутствии прямых указаний о порядке проведения свободного времени в основополагающем источнике ислама Коране, и лишь косвенных указаниях в другом источнике сунне.
В эпоху ал-дауа ал-исламийа жизнедеятельность человечества характеризовалась синкретизмом, соответственно, досуг не выделялся и не мог выделяться как
самостоятсггъная сфера деятельности.
Огсюда становится очевидным отсутствие упоминаний о досуговой деятельности в Коране и сунне, и объяснимым индиф(}>ереншое ошошение к досугу со стороны многих специалистов и исследователей в мусульманском мире.
В арабском языке слово "уакт ал-фараг" обозначает понятие "досуг" и дословно
борьбы за престол в Халифате в VII в.
См.: Прозоров С.М.
аш-Ши’а// Ислам..., С.298.
8 См.: Еремеев Д.Е.
.Указ.
Соч., С.
127, 162-165.
1Д.Мсрежковский: "Религия мусульманская религ ия косности, недвижности.
И поскольку она соприкасается с жизнью, она ее задерживает".
Цит.

но: Ланда Р.Г.
Указ.
соч., С.135.
157
[стр. 60]

60 логии, сопровождаемые пением и танцами* игрой на музыкальных инструментах.
На искусство народов, исповедующих ислам шиитского толка (перси, азербайджанцы), наложил отпечаток культ; "мучеников за веру"*.
Это нашо отражение в развитии определенных художественных жанров и традиций.
Так, широкое распространение получили
спектакли-мистерии об имамах Али и Хусайне, элегии и плачи о павших за веру; не столь строго соблюдался запрет на изображение людей и животных^.
Достаточно жесткие регулятивные рамки, устанавливаемые исламом, обусловили специфику художественной культуры мусульманских народов России.
Они же провоцировали нападки со стороны западников (П.Я.Чаадаева, Д.Мережковр
ского)т а позже воинствующих атеистов, главными обви1 Мучениками за веру шииты называют имамов Али, Хусайна и Хасана, погибших в результате политической борьбы за престол в Халифате в УП в.
СЩ.: Прозоров С.М.
аш-Ши’ а// Ислам..., С.298.
2 См.: Еремеев Д.Е.
Указ.
соч., С.127, 162-165.
3 Д.Мережковский: "Религия мусульманская религия косности, недвижности.
И поскольку она соприкасается с жизнью, она ее задерживает".
Цит.

по: Ланда Р.Г.
Указ.
соч., С.135.
■ #

[стр.,61]

нениями которых были авторитаризм и косность традиций, сковывающих творческие потенции общества.
Обвинения, на наш взгляд, несправедливые, ибо возрождение мусульманской культуры на современном этапе опровергает тезис о неспособности ее саморазвития.
С другой стороны, Коран провозглашает человека наместником
Бога на земле, способного преобразовывать бытие в соответствии со своими духовными устремлениями.
Созидание своего бытия через культуру, науку, искусство реализуется путем раскрытия и развития творческих потенций.
Основа основ мусульманской религии Коран является для мусульманина не только Божественным откровением, но и великим
творении« Культуры, освящающим и санкцинирущим своим авторитетом сам принцип человеческого творчества.
Система исламских предписаний играла определенную и определяющую роль не только в становлении и развитии художественной культуры, но также в формировании и преемственности культурно-досуговых традиций мусульман.
Проблема исследования
культурно-досуговой деятельности мусульманских народов не изучалась столь широко, как другие области человеческой жизнедеятельности.
Как правило, мусульманские культурологи и специалисты смежных наук не выделяли досуг в отдельную область, а рассматривали его в контексте бытовой и социальной жизни общества.
Подобный подход можно объяснить укоренившейся в общественном сознании недооценкой значимости досуговой деятельности.
Истоки же недооценки следует искать


[стр.,62]

в отсутствии прямых указаний о порядке проведения свободного времени в основополагающем источнике ислама Коране, и лишь косвенных указаниях в другом источнике сунне.
В эпоху ал-дауа ал-исламийа жизнедеятельность человечества характеризовалась синкретизмом, соответственно, досуг не выделялся и не мог выделяться как
самостоятельная сфера деятельности.
Отсюда становится очевидным отсутствие упоминаний о досуговой деятельности в Коране и сунне и объяснимым индифферентное отношение к досугу со стороны многих специалистов и исследователей в мусульманском мире.
В арабском языке слово "уакт ал-фараг" обозначает понятие "досуг" и дословно
переводится как "свободное время", т.е.
досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
Подобный взгляд, типичный для мусульманской этики, рассматривающий досуг как средство восстановления для последующей работы, приводит к эклектике ' • ' г в понимании термина, ибо смешивает досуг с отдыхом, игрой и просто бездельем.
Анализ концепций, рассматривающих досуг в современном мусульманском обществе, позволяет вычленить ряд закономерностей.
Определения досуга можно условно разделить на три группы: I) Досуг как пассивно-созерцательная форма свободного времяпрепровождения (наиболее традиционная концепция, имеющая многочисленных приверженцев, среди которых педагоги Афиф А.Фаттах Табара, Мухаммед Катаб, социолог

[Back]