Глава I Общественно-государственное обеспечение гуманизации социально-культурной сферы 1.1. Гуманизм и гуманизация общественных отношений как предмет научного осмысления Социальные потрясения, которыми человечество встретило XXI век, обусловили в общественном сознании настойчивую потребность к уточнению смысла, содержания и закономерно расширяющегося использования таких нравственных понятий как гуманизм и гуманизация. Они находят все большее применение в законодательных актах, международных договорах, в широкой практике человеческого общения. Однако сегодня в философской и культурологической антропологии, в психологии, социологии, педагогике, в теории и методике социально-культурной деятельности нет достаточно обоснованного толкования этих понятий, нет этимологосемантического и логического раскрытия критериев гуманизации, норм и требований гуманистических отношений, и тем более нет научных рекомендаций по эффективной реализации их созидающего потенциала. Глубокое противоречие, сложившееся между объективными возможностями поставить на службу преодолению аномалий современного общества (от черствости, бездуховности и эгоизма до жестокости, агрессивности и террористического безумия) гуманистический потенциал культуры и реальным уровнем его конструктивного использования, обусловило необходимость рассмотреть эту проблему более детально и разносторонне. Традиционно определяемое понятие "гуманизм", как оппозиция теизму и технократизму, к сожалению, весьма обеднен, и в значительной мере неточен по своей сути. Более продуктивно было бы его рассматривать, как и любое понятие, в связи со всем спектром форм общественного сознания и практики: как категорию философскую и научную, правовую и религиозную, нравственную и эстетическую; как объект абстрагирования и практики, и наконец, как локальное, региональное или глобальное явление. Непросто провести и его "водораздел" с достаточно близкими по смыслу значениями, сопровождающими своеобразным шлейфом, оттеняющим ту или иную ситуацию применения, основное его значение. Достаточно любопытен уже сам анализ понятий "гуманный" и "гуманитарный" тем обстоятельством, что раскрывает нарастание динамики их применения именно в пиковые периоды истории, тяготеющие не только к уточнению роли человека, но и того влияния, которое оказывают на эту роль те или иные социальные группы. Наиболее ярко выраженными являются "экзогенная" и "эндогенная" позиции в определении роли просвещенных слоев населения и широких народных масс в зарождении гуманистических новаций. При этом можно выявить своеобразную содержательную инверсию данных понятий, закрепляющую за одним из них то "культуро-творческий", то "утилитарно-репродуктивный" смыслы. Параллельно наблюдается и процесс 14 |
ПРИЛОЖЕНИЯ 1.Этимолого-семантический, Частотный анализ динамики термина “гуманизм” Интересен и достаточно сложен исторический контекст, стоящий за понятием “гуманизм”. Традиционно определяемый как оппозиция теизму и технократизму, он в таком виде не только обеднен, но порой и неточен по своей сути. Так, продуктивно было бы его рассматривать, как и любое понятие, в связи со всем спектром форм общественного сознания и практики: как категорию философскую и научную, правовую и религиозную, нравственную и эстетическую. Как объект абстрагирования и практики. Наконец, как явление локальное, региональное или глобальное. Непрост и его “водораздел” с достаточно близкими по смыслу значениями, сопровождающими своеобразным шлейфом, оттеняющим ту или иную ситуацию применения, основное его значение. Так, уже анализ понятий “гуманный” и “гуманитарный” достаточно любопытен тем обстоятельством, что скрывает нарастание динамики их применения именно в пиковые периоды истории, тяготеющие не только к уточнению роли человека, но и того влияния, которое оказывают на эту роль те или иные социальные группы. Так, наиболее ярко выраженными являются “экзогенная” и ’’эндогенная” позиции в определении роли просвещенных слоев и самое народа в зарождении гуманистических новаций. При этом можно выявить своеобразную содержательную инверсию данных понятий, закрепляющую за одним из них то “культуро-творческий”, то “утилитарно-репродуктивный” смыслы. Параллельно наблюдается и процесс включение в это понятие, как “родовое” , целой гаммы новых объемов: научно-прикладных, юридических, экологических и собственно “человековедческих” что раздвигает “горизонт” его применения в соответствующих стилях речи. Сопровождается это сдвигами смысла в “парном” ему понятии, отодвигая его в область 215 |