Проверяемый текст
Писанко, Владимир Алексеевич; Объективные и субъективные факторы гуманизации культурно-досуговой деятельности (Диссертация 1997)
[стр. 16]

Глава I Общественно-государственное обеспечение гуманизации социально-культурной сферы 1.1.
Гуманизм и гуманизация общественных отношений как предмет научного осмысления Социальные потрясения, которыми человечество встретило XXI век, обусловили в общественном сознании настойчивую потребность к уточнению смысла, содержания и закономерно расширяющегося использования таких нравственных понятий как гуманизм и гуманизация.
Они находят все большее применение в законодательных актах, международных договорах, в широкой практике человеческого общения.
Однако сегодня в философской и культурологической антропологии, в психологии, социологии, педагогике, в теории и методике социально-культурной деятельности нет достаточно обоснованного толкования этих понятий, нет этимологосемантического и логического раскрытия критериев гуманизации, норм и требований гуманистических отношений, и тем более нет научных рекомендаций по эффективной реализации их созидающего потенциала.
Глубокое противоречие, сложившееся между объективными возможностями поставить на службу преодолению аномалий современного общества (от черствости, бездуховности и эгоизма до жестокости, агрессивности и террористического безумия) гуманистический потенциал культуры и реальным уровнем его конструктивного использования, обусловило необходимость рассмотреть эту проблему более детально и разносторонне.
Традиционно определяемое понятие "гуманизм", как оппозиция теизму и технократизму, к сожалению, весьма обеднен, и в значительной мере неточен по своей сути.
Более продуктивно было бы его рассматривать, как и любое понятие, в связи со всем спектром форм общественного сознания и практики: как категорию философскую и научную, правовую и религиозную, нравственную и эстетическую; как объект абстрагирования и практики, и наконец, как локальное, региональное или глобальное явление.
Непросто провести и его "водораздел" с достаточно близкими по смыслу значениями, сопровождающими своеобразным шлейфом, оттеняющим ту или иную ситуацию применения, основное его значение.
Достаточно любопытен уже сам анализ понятий "гуманный" и "гуманитарный" тем обстоятельством, что раскрывает нарастание динамики их применения именно в пиковые периоды истории, тяготеющие не только к уточнению роли человека, но и того влияния, которое оказывают на эту роль те или иные социальные группы.
Наиболее ярко выраженными являются "экзогенная" и "эндогенная" позиции в определении роли просвещенных слоев населения и широких народных масс в зарождении гуманистических новаций.
При этом можно выявить своеобразную содержательную инверсию данных понятий, закрепляющую за одним из них то
"культуро-творческий", то "утилитарно-репродуктивный" смыслы.
Параллельно наблюдается и процесс 14
[стр. 216]

ПРИЛОЖЕНИЯ 1.Этимолого-семантический, Частотный анализ динамики термина “гуманизм” Интересен и достаточно сложен исторический контекст, стоящий за понятием “гуманизм”.
Традиционно определяемый как оппозиция теизму и технократизму, он в таком виде не только обеднен, но порой и неточен по своей сути.
Так, продуктивно было бы его рассматривать, как и любое понятие, в связи со всем спектром форм общественного сознания и практики: как категорию философскую и научную, правовую и религиозную, нравственную и эстетическую.
Как объект абстрагирования и практики.

Наконец, как явление локальное, региональное или глобальное.
Непрост и его “водораздел” с достаточно близкими по смыслу значениями, сопровождающими своеобразным шлейфом, оттеняющим ту или иную ситуацию применения, основное его значение.
Так, уже анализ понятий “гуманный” и “гуманитарный” достаточно любопытен тем обстоятельством, что скрывает нарастание динамики их применения именно в пиковые периоды истории, тяготеющие не только к уточнению роли человека, но и того влияния, которое оказывают на эту роль те или иные социальные группы.
Так, наиболее ярко выраженными являются “экзогенная” и ’’эндогенная” позиции в определении роли просвещенных слоев и самое народа в зарождении гуманистических новаций.
При этом можно выявить своеобразную содержательную инверсию данных понятий, закрепляющую за одним из них то
“культуро-творческий”, то “утилитарно-репродуктивный” смыслы.
Параллельно наблюдается и процесс включение в это понятие, как “родовое” , целой гаммы новых объемов: научно-прикладных, юридических, экологических и собственно “человековедческих” что раздвигает “горизонт” его применения в соответствующих стилях речи.
Сопровождается это сдвигами смысла в “парном” ему понятии, отодвигая его в область 215

[Back]