Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 160]

переводится как "свободное время", т.е.
досуг
рассматривав гея как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
Подобный взгляд, типичный для мусульманской
эггики, рассматривающий досуг как средство восстановления для последующей работы, приводит к эклектике в понимании термина, ибо смешивает досуг с отдыхом, игрой и просто бездельем.
Анализ концепций,
рассматривавших досуг в современном мусульманском обществе, позволяет вычленить ряд закономерностей.
Определения досуга можно условно разделить на три группы:
1) Досуг как пассивно-созерцательная форма свободного времяпрепровождения (наиболее традиционная концепция, имеющая многочисленных приверженцев, среди которых педагоги Афиф А.
Фатгах Табара, Мухаммед Катаб, социолог Хаммуда Абдалати)1 .
По хадисам, традиция подобного времяпрепровождения была заложена самим Пророком, когда он уединялся для размышлений о Боге и всем сущем.
Досуг при этом
связывался с высоким уровнем интеллекта и культуры и выступал прерогативой мужчин пассивно-созерцательная форма досуга наиболее типична для Ближнего и Среднего Востока.
Нечто схожее в понимании сути и
природа досуга можно найти у американских досуговедов С.
де
Грозил (под досугом подразумевается также понятия, как бытие, осмысленное отношение, включающее размышление и ясность) и С.М.Гоулд (в центре концепции досуга не какие-либо виды деятельности, а то, что происходит с людьми)2.
2) Досуг как деятельность: восприятие досуга как формы активной социальнокультурной и физической деятельности.
Эта концепция близка по смыслу пониманию досуга во
французской школе, в частности, у Ж.Дюмазедье (досуг как отдых, развлечение и развитие личности)3.
Данная концепция представляется более
перспективной, учитывающей реалии изменяющеюся исламского мира.
Она находит признание в странах с относительно высоким уровнем секуляризации: Индонезия, Турция, Египет.
3) Досуг как фактор рекреации и
явления культуры, интегрирующий отдых и дальнейшее физическое и духовное развитие личности новая концепция4, получившая дополнения и конкретизацию, с учетом особенностей досуга в исламском мире, в работах молодых арабских ученых Самира Байдани, Абдульмагида Абдулькадера и др5.
Изучение обширного массива публикаций по культуре ислама и вопросам
культурных традиций ислама позволяют выделить ряд основных характеристик досуга в исламе: 1 См.:Афиф Абдульфатгах Табара.
Рух ад-дин ап-ислами » Духовность исламской религии,Бейрут, 1988: Мухаммед Катаб.
Манага ат-тарбийа ал-исламий Методика исламского воспитания.Ч.1.Бейрут; Каир: Дар алШирок, 1983; Хаммуда Абдалати.
Взгляд на ислам.Новосибирск, 1995.
2
Grazia S.
de.
Of time work and leisure Свободное время.
Работа и досуг.

N.Y., 1962; Gold М.
Urban Leisure Environment to Come = Городская досуговая среда в будущем// Parks and Magazine.1979 №5 Р.35-37 3 Дюмазедьс Ж.
Досуг как форма духовной
деятелшости,М.Л987.
4 Концепция досуга как фактора рекреации и явления культуры, разработанная в Санкт-Петербургской государственной Академии культуры (М.А.Ариарский, В.В.Кирсанов, А.II.Марков, И.А.Новикова, Б.А.Тнтов, Э.В.Соколов и др.).
5 Абдульмагид Абдулькадер.
Указ.
соч.; Байдани Самир Абдалла.
Реализация
иравственш-зегегического потенциала досуга в Йеменской Республике: Автореф.дисс...канд.
пед.
наук'СПбГАК.Спб., 1992.

158
[стр. 62]

в отсутствии прямых указаний о порядке проведения свободного времени в основополагающем источнике ислама Коране, и лишь косвенных указаниях в другом источнике сунне.
В эпоху ал-дауа ал-исламийа жизнедеятельность человечества характеризовалась синкретизмом, соответственно, досуг не выделялся и не мог выделяться как самостоятельная сфера деятельности.
Отсюда становится очевидным отсутствие упоминаний о досуговой деятельности в Коране и сунне и объяснимым индифферентное отношение к досугу со стороны многих специалистов и исследователей в мусульманском мире.
В арабском языке слово "уакт ал-фараг" обозначает понятие "досуг" и дословно переводится как "свободное время", т.е.
досуг
рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
Подобный взгляд, типичный для мусульманской
этики, рассматривающий досуг как средство восстановления для последующей работы, приводит к эклектике ' • ' г в понимании термина, ибо смешивает досуг с отдыхом, игрой и просто бездельем.
Анализ концепций,
рассматривающих досуг в современном мусульманском обществе, позволяет вычленить ряд закономерностей.
Определения досуга можно условно разделить на три группы:
I) Досуг как пассивно-созерцательная форма свободного времяпрепровождения (наиболее традиционная концепция, имеющая многочисленных приверженцев, среди которых педагоги Афиф А.Фаттах Табара, Мухаммед Катаб, социолог

[стр.,63]

63 Хаммуда Абдалати)*.
По хадисам, традиция подобного времяпрепровождения была заложена самим Пророком, когда он уединялся для размышлений о Боге и всем сущем.
Досуг при этом
связывания с высоким уровнем интеллекта и культуры и выступал прерогативой мужчин.
Пассивно-созерцательная форма досуга наиболее типична для Ближнего и Среднего Востока.
Нечто схожее в понимании сути и
природы досуга можно найти у американских досуговедов С.
де
Грозия (под досугом подразумеваются такие понятия, как бытие, осмысленное отношение, включающее размышление и ясность) и С.М.Гоулд (в центре концепции досуга не какие-либо виды деятельности, а то, что происходит с людьми)*2.
2) Досуг как деятельность: восприятие досуга как формы активной социально-культурной и физической деятельности.
Эта концепция близка по смыслу пониманию досуга во
X (к.: Афиф Абдульфаттах Табара.
Рух ад-дин ал-ислами = Духовность исламской религии.Бейрут,1988; Мухаммад Катаб.
Маната ат-тарбийа ал-исламийа в Методика исламского воспитания.Ч.I.Бейрут; Каир: Дар ал-Широк, 1983; Хаммуда Абдалати.
Взгляд на ислам.Новосибирск, 1995.
2
Gratia S.de.
Of Time.
Work and leisure * Свободное время.
Работа и досуг.N.7.

,1962; Gold 5.М.
Urban leisure Environment to Соме = Городская досуговая среда в будущем//Рагкз and Magazine.1979.№ 5.P.35-37.


[стр.,64]

64 французской школе, в частности, у Ж.Дшазедье (досуг как отдых, развлечение и развитие личности)^.
Данная концепция представляется более
песпективной, учитывающей реалии изменяющегося исламского мира.
Она находит признание в странах с относительно высоким уровнем секуляризации: Индонезия, Турция, Египет.
3) Досуг как фактор рекреации и
явление культуры, интегрирующий отдых и дальнейшее физическое и духовное развитие личности новая концепция^, получившая дополнения и конкретизацию с учетом особенностей досуга в исламском мире в работах молодых арабских ученых Самира Байдаки, Абдуль3 магвда Абдулькадера и др.
Изучение обширного массива публикаций по культуре ислама и вопросам
МКТ, а также результаты практической работы 1 Дюм&зедье Ж.
Досуг как форма духовной
деятельности.И.,1987.
2 Концепция досуга как фактора рекреации и явления культуры, разработанная в Санкт-Петербургской государственной Академии культуры (М.А.Ариарский, В.В.Кирсанов, А.П.Марков, И.А.Новикова, Б.А.Титов, Э.В.Соколов и др.).
3 См.: Абдульмагид Абдулькадер.
Указ.
соч.; Байдани Самир Абдалла.
Реализация
нравственно-эстетического потенциала досуга в Йеменской Республике: Автореф.дисс..
.
канд.
пед.
наук/СПбГАК.СПб.,1992.
*

[Back]