обновлением природы начало творения; весенний сев у персоязычных народов знаменует праздник навруз, у татар и башкир сабантуй, весенний женский праздник у башкир каргатуй (карга (ворон) демиург, первопредок, а женщина воплощение плодородия) и т.д.1 Вековая практика построения жизненного цикла в соответствии с укладом и бытом предопределила, таким образом, смену ритмов (труд отдых) и смену настроений (от сосредоточеннострогого до празднично-веселого, игрового). С важнейшими вехами человеческой жизни связана и семейно-бытовая обрядность. Следует отметить, что в исламе семья слабо дифференцирована от общины, поэтому правомерным и целесообразным представляется рассмотрение семьи в контексте общекультурной бытовой обрядности, узловые моменты человеческого бытия рождение, свадьба, погребение нашли свое отражение в семейно-общинных праздниках: торжество по случаю рождения сына, праздник колыбели, обряд наречения именем, обряд инициации (суннатой), свадебный цикл, погребальные обряды и др. Существуют переходно-промежуточные досуговые фадиционные формы мужские собрания (в чайханах, на годеканах, "домах холостяков", аловхоне, у шиитов функцию мужского клуба выполняет мечеть) с угощениями, играми и танцами; девичники во время совместного выполнения каких-либо видов работ, накануне замужества и т.д2. Таким образом, культурно-досуговые традиции мусульман, бытущие в том или ином регионе, представляют собой динамичную социокультурную структуру, характеризующуюся социальной значимостью и временной устойчивостью. Через досуговую деятельность осуществляется также подключение индивида к социальной памяти мусульманской общности и освоение им накопленных традиций, т.е. соци&тизация. Особенности социализации, как известно, зависят от исторически-конкретной социально-экономической сфукгуры и преобладающего типа культуры. Анализ ряда публикаций по проблемам социализации в мусульманском обществе, по вопросам этноггедагогики башкирского, татарского, дагестанского, а также арабских народов, и использование методов системного исследования позволили автору выявить специфику процесса социализации в исламе в целом и у российских мусульман в частности. В классической исламской традиции личностное начало подчиняется в первую очередь сакральным принципам, святости непреходящих ценностей, Корану и сунне, общеобязательной идеологии. В соответствии с этими принципами, происходит формирование человека, ему придаются черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках мусульманской культуры. В исламской культурной традиции сложилось несколько взглядов на человека: 1) Традиционный взгляд исламский детерминизм, в основе которого 1 Ауганбаев М.А. Галиев A.A. Каратуй// Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч.З Челябинск, 1995 с. 109 III; Шукуров Ш. Навруз: о значении и границах праздника// Дружба нардов 1992 №3 2 См.: Рахимов P.P. "Мужские дома" в традиционной культуре таджиков.Л.,1990 160 |
67 но и душевному усилию, которое есть его работа. “ отсюда понимание "святости” работы и "святости" отдыха*. Досуг мусульман естественно соотносился с трудовыми циклами и логикой народного календаря. Отсюда возникновение ряда праздников, обрядов, церемоний и ритуалов, на века предопределивших порядок функционирования народных культур. Так, практика земледелия связывала с весенним обновлением природы начало творения: весенний сев у персоязычных народов знаменует праздник навруз, у татар и башкир сабантуй, весенний женский праздник у башкир каргатуй (карга (ворон) = демиург, первопредок, а женщина воплощение плодородия) и т.д. Вековая практика построения жизненного цикла в соответствии с укладом и бытом предопределила, таким образом, смену ритмов (труд отдых) и смену настроений (от сосредоточенно-строгого до празднично-веселого, игрового). С важнейшими вехами человеческой жизни связана и семейно-бытовая обрядность. Следует отметить,что в исламе семья слабо дифференцирована от общины, поэтому 1 Ом.: Протанская Ё.С. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры: Дисс...докт.фияоя.наук/СПбГАК.СПб.,1994. 2 Ауганбаев М.А., Гаяиев A.A. КаргатВ*//Россия и Восток: проблемы взаимодействия.Ч.З.Челябинск,1995.С.109III; Шукуров 2 3 . Навруз: о значении и границах праздника// Ф Дружба народов.1992.№ 3. 63 правомерным и целесообразным представляется рассмотрение семьи в контексте общекультурной бытовой обрядности. Узловые моменты человеческого бытия рождение, свадьба, погребение нашли свое отражение в семейно-общинных праздниках: торжество по случаю рождения сына, праэднин колыбели, обряд наречения именем, обряд инициации (суннатой), свадебный цикл, погребальные обряды и др. Существуют переходно-промежуточные досуговые тради^ ционные формы мужские собрания (в чайханах, на годеканах, "домах холостяков", аловхоне; у шиитов функцию мужского клуба выполняет мечеть) с угощениями, играми и танцами; девичники во враля совместного выполнения каких-либо видов работ, накануне замужества и т.д.* Таким образом, культурно-досуговые традиции мусульман, бытующие в том или ином регионе, представляют собой динамичную социокультурную структуру, характеризующуюся социальной значимостью и временной устойчивостью. Через t досуговую деятельность осуществляется также подключение ицдивида к социальной памяти мусульманской общности и освоение им накопленных традиций, т.е. социализация. Особенности социализации, как известно, зависят от исторически-конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры. Анализ ряда публикаций по проблемам социализации в мусульманском обществе, по вопросам этнопедагогики башкирского, татарского, дагестанS I Ом.: Рахимов P.P. "Мужские дома" в традиционной культуре таджиков.Л.,1990. 69 ского, осетинского, а также арабских народов и использование методов системного исследования позволили автору выявить специфику процесса социализации в исламе в целом и у российских мусульман в частности. В классической исламской традиции личностное начало подчиняется в перую очередь сакральным принципам, святости непреходящих ценностей, Корану и сунне, общеобязательной идеологии. В соответствии с этими принципами происходит формирование человека, ему придаются черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках мусульманской культуры. В исламской культурной традиции сложилось несколько взглядов на человека: I) Традиционный взглдц исламский детерминизм, в основе которого лежит вера в предопределение: предопределение в знании (все дела и действия людей проходят в установленном ранее порядке); предопределение в стадии зародыша (до рождения ангелы записывают судьбу человека в четырех словах: его долю, дела, жизненный срок и будет ли он счастлив или несчастлив в земной жизни); предопределение в сроках (в определенное время каждый слуга Аллаха получает свою долю добра и зла (52:21)). В соответствии с концепцией предопределения характер и возможности индивида рассматриваются как заданные до его рождения. Трактовка предопределения и свободы воли в исламе неотделимы от концепции греха, природа которого отлична от |