Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 163]

лежит вера в предопределение: предопределение в знании (все дела и действия людей проходят в установленном ранее порядке); предопределение в сталии зародыша (до рождения ангелы записывают судьбу человека в четырех словах: его судьбу, дела, жизненный срок и будет ли он счастлив или несчастлив в земной жизни); предопределение в сроках (в определенное время каждый слуга Аллаха получает' свое долю добра и зла).
В соответствии с концепцией предопределения, характер и возможности индивида рассматриваются как заданные до его рождения.
Трактовка предопределения и свободы воли в исламе неотделимы от концепции греха, природа которого отлична от
христианского.
Грехопадение Адама и Евы в христианстве
накладывает на новорожденного печать вины.
В исламе это символическое событие несет другую смысловую нагрузку: человеческие существа несовершенны и постоянно хотят большего, даже если живут в раю1 .
В человеке стремление к
совершению добрых и злых дел приблизительно одинаково2.
Если он выберет потенциал совершения греха вместо потенциала проявления доброго
начата, этим он добавит некий внешний элемент к своей первоначальной природе.
Таким образом, грех в исламе означает сознательное, умышленное пренебрежение законами Бога, следовательно, грех явление не врожденное и не предопределенное.
Данному взгляду соответствует определенный стиль воспитания принцип
развитая изначальных задатков и ограничения их отрицательных проявлений.
2) Социально-педагогический детерминизм, в основе которого лежит концепция "фитра" состояния первоначальной чистоты.
В соответствии с данной концепцией, ребенок представляет собой
’’чистую доску” и все, что происходит с человеком после рождения, есть результат внешнего влияния и привнесенных факторов.
Средневековые философы аль-Фараби и
Хайдар Хоразми указывали, что основные туманистические принципы разум, счастье, добродетель взаимосвязаны и приобретаются человеком в процессе жизни.
Однако, в рамках данной концепции также имеет месго ссылка на предопределение в человеке изначально (от духа Аллаха) заложен потенциал добра.
Существует и ограничение: человек не
можег стать абсолютным воплощением совершенства, поскольку его положительные качества ограничены рамками его природных возможностей и способностей.
Данной концепции соответствует свой стиль воспитания педагогика направленного обучения.
Первая концепция, как видно, основывается на религиозных элементах, интегрированных в национальные культуры, вторая в большей степени
1 Совершение греха не обязательно делает невозможным духовное и нравственное развитие.
Адам и
Ьва молили Аллаха о прошении и были прощены им (Коран: 2:35-38; 7:19:25; 20:117-123).
Соответственно, акт рождения ребенка в муках не расплата за грех
иервоггредков, а акт великою самопожертвования матери.
2 См.: Хаммуда Лбдадати.
Указ.
соч., С.51 161
[стр. 69]

69 ского, осетинского, а также арабских народов и использование методов системного исследования позволили автору выявить специфику процесса социализации в исламе в целом и у российских мусульман в частности.
В классической исламской традиции личностное начало подчиняется в перую очередь сакральным принципам, святости непреходящих ценностей, Корану и сунне, общеобязательной идеологии.
В соответствии с этими принципами происходит формирование человека, ему придаются черты нормативного подобия или же разнообразия, допустимого в рамках мусульманской культуры.
В исламской культурной традиции сложилось несколько взглядов на человека: I) Традиционный взглдц исламский детерминизм, в основе которого лежит вера в предопределение: предопределение в знании (все дела и действия людей проходят в установленном ранее порядке); предопределение в стадии зародыша (до рождения ангелы записывают судьбу человека в четырех словах: его долю, дела, жизненный срок и будет ли он счастлив или несчастлив в земной жизни); предопределение в сроках (в определенное время каждый слуга Аллаха получает свою долю добра и зла (52:21)).
В соответствии с концепцией предопределения характер и возможности индивида рассматриваются как заданные до его рождения.
Трактовка предопределения и свободы воли в исламе неотделимы от концепции греха, природа которого отлична от


[стр.,70]

70 христианского.
Грехопадение Адама и Евы в христианстве
наклэдывает на новорожденного печать вины.
В исламе это символическое событие несет другую смысловую нагрузку: человеческие существа несовершенны и постоянно хотят большего, даже если живут в раю*.
В человеке стремление к
совершео нию добрых и злых дел приблизительно одинаково .
Если он выберет потенциал совершения греха вместо потенциала проявления доброго
начала, этим он добавит некий внешний элемент к своей первоначальной природе.
Таким образом, грех в исламе означает сознательное, умышленное пренебрежение законами Бога, следовательно, грех явление не врожденное и не предопределенное.
Данному взгляду соответствует определенный стиль воспитания принцип
развития изначальных задатков и ограничения их отрицательных проявлений.
2) Социально-педагогический детерминизм, в основе которого лежит концепция "фитра" состояния первоначальной чистоты.
В соответствии с данной концепцией ребенок представляет собой
"читсую доску" и все, что происходит с человеком после рождения, есть результат внешнего влияния I Совершение греха не обязательно делает невозможным духовное и нравственное развитие.
Адам и
Ева молили Аллаха о прощении и были прощены им (Коран: 2:35-38; 7:19:25; 20:117-123).
Соответственно, акт рождения ребенка в муках не расплата за грех
первопредков, а акт великого самопожертвования матери.
Ш 2 Ой.: Хаммуда Абдалати.
Указ.
соч., С.51.


[стр.,71]

и привнесенных факторов.
Средневековые философы аль-Фараби и
ХаСДар Хоразми указывали, что основные гуманистические принципы разум, счастье, добродетель взаимосвязаны и приобретаются человеком в процессе жизни.
СДнако в рамках данной концепции также имеет место ссылка на предопределение в человеке изначально (от духа Аллаха) заложен потенциал добра.
Существует и ограничение: человек не
может стать абсолютным воплощением совершенства, поскольку его положительные качества ограничены рамками его природных возможностей и способностей.
Данной концепции соответствует свой стиль воспитания педагогика направленного обучения.
Первая концепция, как видно, основывается на религиозных элементах, интегрированных в национальные культуры, вторая в большей степени
учитывает традиции народной педагогики, представляющей собой совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа.
Вопросы народной педагогики и механизмы социализации в мусульманском обществе являлись предметом внимания исследователей как в прошлом ("Книга воспитания" татарского просветителя Каюма Насыри, "Русское мусульманство" Исмаила Гаспринского), так и современности (исследования по этнопедагогике Г.И.Волкова, Э.Д.Еиелиной, Т.К.Искакова, З.М.Магомедовой, Ш.А.Мирзоева, С.А.Мухамедьянова, Р.А.Фахрутдиновой, А.Б.Хузинай и др.).
Важной чертой образа жизни и процесса социализации в мусульманском обществе является культ родителей, культ

[Back]