Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 164]

учитывает традиции народной педагогики, представляющей собой совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа.
Вопросы народной педагогики и механизмы
соци&тизации в мусульманском обществе являлись предметом внимания исследователей как в прошлом ("книга воспитания" татарского просветителя Каюма Насыри, "Русское мусульманство" Исмаила Гаспринского), гак и в современности (исследования по зтнопедагогике Г.Н.
Волкова, Э.Д.
Емелиной, Т.К.
Искакова, З.М.
Магомедовой, III.А.
Мирзоева, С.А.
Мухамедьянова, Р.А.Фахрутдиновой, А.Б.

Хузиной и др.) Важной чертой образа жизни и процесса социализации в мусульманском обществе является культ родителей, культ старшего человека вообще и возрастная соподчиненность.
Ее значимость закрепляется в сохраняющихся поныне возрастных группах, на которых
зиждется традиционная система образования — в специальных речевых оборотах, которыми пользуются в обращении к представителям различных социально-возрастных групп, в особых приставках к имени в зависимости от возраста индивида и его социального положения1 Почтение к матери, уважение родителей и старших лейтмотив многих народных афоризмов*.
В семейной педагогике, добавляет
А.Б.Хузина, четко выявляется традиция формирования у детей знания своей родословной.
"Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства.
В этом залог преемственности, связи поколений, сохранение фамильной
чести, уважения к предкам"3.
Таким образом, почитание старейшин заменяет институциональный механизм передачи культурного опыта.
Следует отметить, что первичная социализация в мусульманском обществе осуществляется комплексом разноплановых воздействий: а) семьей, как главным и первичным механизмом социализации; б)
воспитателями-непрофессионалами (общиной); в) "механизмами" естественной психологии: авторитет общественного мнения, неформальные социально-психологические санкции, внутренняя убежденность личности в необходимости и целесообразности следовать традициям семьи, общины и т.д.4 Их усилиями ребенок вступает на порог школы уже подготовленным к глубокому почитанию учителя, своих воспитателей, каждого пожилого человека.
Таким образом, принципиальным отличием исламской педагогики выступает ориентация на старшего в семье, клане, общине (в отличие от европейской традиции, где авторитет учителя имеет превалирующее значение).

1 В языке дагестанцев, к примеру, существует 11 обозначений возрастных этапов, См.: Мирзоев LU.A.
Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф.

дисс.кан.
пел .наук.М.,1987.
2 См.
исследования по вопросам устного народного творчества
И.Д.
Давлиева, Г.И.
Ибрагимова, Т.К.
Исхакова, Э Д Емелиной, В.
Токарева и др.
в сб.
"Народная педаг огика основа воспитания" (Казань, 1993).
3 Хузина А.Б.
Роль народной педагогики в семейном воспитании детей//Народная педагогика основа воспитания.Казань, 1993 -с.56
4 Фахрутдинова P.A.
Массовая народная педагогика как механизм
социализации// Там же с.87-89 162
[стр. 71]

и привнесенных факторов.
Средневековые философы аль-Фараби и ХаСДар Хоразми указывали, что основные гуманистические принципы разум, счастье, добродетель взаимосвязаны и приобретаются человеком в процессе жизни.
СДнако в рамках данной концепции также имеет место ссылка на предопределение в человеке изначально (от духа Аллаха) заложен потенциал добра.
Существует и ограничение: человек не может стать абсолютным воплощением совершенства, поскольку его положительные качества ограничены рамками его природных возможностей и способностей.
Данной концепции соответствует свой стиль воспитания педагогика направленного обучения.
Первая концепция, как видно, основывается на религиозных элементах, интегрированных в национальные культуры, вторая в большей степени учитывает традиции народной педагогики, представляющей собой совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа.
Вопросы народной педагогики и механизмы
социализации в мусульманском обществе являлись предметом внимания исследователей как в прошлом ("Книга воспитания" татарского просветителя Каюма Насыри, "Русское мусульманство" Исмаила Гаспринского), так и современности (исследования по этнопедагогике Г.И.Волкова, Э.Д.Еиелиной, Т.К.Искакова, З.М.Магомедовой, Ш.А.Мирзоева, С.А.Мухамедьянова, Р.А.Фахрутдиновой, А.Б.Хузинай и др.).
Важной чертой образа жизни и процесса социализации в мусульманском обществе является культ родителей, культ


[стр.,72]

72 старшего человека вообще и возрастная соподчиненность.
Ее значимость закрепляется в сохраняющихся поныне возрастных группах, на которых
эиадется традиционная система образования, в специальных речевых оборотах, которыми пользуются в обращении к представителям различных социально-возрастных групп, в > особых приставках к имени в зависимости от возраста индивида и его социального положения*.
Почтение к матери, уважение родителей и старших
р лейтмотив многих народных афоризмов .
В семейной педагогике, добавляет
А.Б.Хуэина, четко выявляется традиция формирования у детей знания своей родословной.
"Вся народная этика сводится главным образом к семейной нравственности, основанной на чувстве родства.
В этом залог преемственности, связи поколений, сохранение фамильной
чесО ти»уважения к предкам"0.
Таким образом, почитание ста1 В языке дагестанцев, к примеру, существует II обозначений возрастных этапов.
См.: Мирэоев Ш.А.
Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф.

дисс...каццпед.
наук.
М.,1987.
2 О й.
исследования по вопросам устного народного творчества
И.А.Давлиева, Г.И.Ибрагимова, Т.К.Исхакова, Э.Д.'Емелиной, В.Токарева и др.
в сб.
"Народная педагогика основа воспитания" (Казань,1993).
3 Хузина А.Б.
Роль народной педагогики в семейном воспитании детей//Народная педагогика основа воспитания.Казань,1993.С.56.


[стр.,73]

рейшин заменяет институциональный механизм передачи культурного опыта.
Следует отметить, что первичная социализация в мусульманском обществе осуществляется комплексом разноплановых воздействий: а) семьей как главным и первичным механизмом социализации; б)
воспитатеяями-непрофеесионалами (общиной); в) "механизмами" общественной психологии: авторитет общественного мнения, неформальные социально-психологические санкции, внутренняя убежденность личности в необходимости и целесообразности следовать традициям семьи, общины и т.д.* Их усилиями ребенок вступает на порог школы уже подготовленным к глубокому почитанию учителя, своих воспитателей* каждого пожилого человека.
Таким образом, принципиальным отличием исламской педагогики выступает ориентация на старшего в семье, клане, общине (в отличие от европейской традиции, где авторитет учителя имеет превалирующее значение).

Следует также сказать, что в силу отсутствия у многих народов собственной письменности (например, у кавказских народов алфавит сложился лишь к концу XIX в.) и отсутствия национальной государственности, российские мусульмане осуществляли регуляцию взаимоотношений между членами и общностью на основе ритуализированных, переI Фахрутдинова P.A.
Массовая народная педагогика как механизм
еоциализации//Там же.С.87-89.

[Back]