Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 165]

Следует также сказать, что в силу отсутствия у многих народов собственной письменности (например, у кавказских народов алфавит сложился лишь к концу XIX в.) и отсутствия национальной государственности, российские мусульмане осуществляли регуляцию взаимоотношений между членами и общностью на основе ритуализированных, передаваемых от поколения к поколению ценностей и норм, соотносящихся с шариатом и адатным правом и опирающихся на подсознательные нравственно-психологические комплексы.
Отсюда превалирующее значение этнопедагогики в воспитательной практике мусульманских народов России, что, несмотря на усложнение социальной структуры и
изменение форм воспитательного воздействия на современном этапе, до сих пор находит свое выражение в построении системы народной педагогики на дихотомии добра и зла, на приоритете традиционных типов социализации, выработанных еще на ранних этапах общественной жизни.
Следует сказать, что идея сохранения и дальнейшего развития гуманистических традиций, доминирующая сегодня в общественном сознании, выдвигает на первый план актуализацию национальным форм традиционной культуры и обусловливает особый интерес исследователей к проблемам народных традиций и преемственности в культуре, проблема культурных традиций не раз поднималась в отечественной науке, однако фундаментальные исследования сущности и природы культурных традиций были осуществлены в основном в советский период (труды Э.А.Баллера, Э.С.Маркаряна, Н.С.Сарсенбаева, И.В.Суханова и др.) и несли на себе отпечаток своего времени.
Не умаляя огромной исторической роли этих работ в развитии теории культурной традиции, все же следует сказать, что современные подходы потребовали переосмысления ряда концептуальных положений.

Рассмотрение проблем теории культурной традиции вплоть до 80-х годов базировалось на марксистско-ленинской методологии и не отражало специфики формирования национальных культурных традиций.
С изменением социокультурной ситуации в конце 80-х начале 90-х годов
идея восстановления исторической преемственности культуры на почве национальных традиций прочно вошла в общественное сознание и приобрела концептуальное значение.
Традиция выступает как особая социальная связь индивидов и групп в обществе, специфическое содержание которой воспроизведение из поколения в поколение определенных содержательных формализмов действия и представления, которые фиксируют накопленный социальный опыт и выступают регулятивными принципами освоения новых условий и задач деятельности.
В условиях современной социокультурной ситуации особое внимание исследователей в области
общественных наук обращено на проблемы этноконфессионального характера.
Рассмотрение мусульманских традиций в контексте историко-культурного развития ислама позволило выявить ряд их характерных черт, выражающихся в чрезвычайно широком охвате различных сфер человеческой жизнедеятельности; наличии средств аккумуляции 163
[стр. 41]

Традиционно мусульманские культурно-досуговые традиции представляют собой органичное соединение досуга и прикладного творчества.
Таким образом, досуг не был изолирован от дома, обустройства быта, и выступал тем самш как значимый компонент культуры жизнеобеспечения.
Итак, исходной посылкой концепции культурной традиции в рамках данного исследования предлагается взять рабочее понятие, принятое у В.Б.Власовой, в соответствии с которым традиция это особая социальная связь индивидов и групп в обществе, специфическое содержание которой воспроизведение из поколения в поколение определенных содержательных формализмов действия и представления, которые фиксируют накопленный социальный опыт и выступают регулятивными принципами освоения новых условий и задач деятелз6»ности*.
МКТ в исследовании рассматриваются как локальные культурные традиции.
В реальной действительности общие и локальные культурные традиции находятся в нерастожимом единстве, их расчленение возможно лишь методом изолирующей абстракции.
В данном случае без дифференциации общих и локальных аспектов социокультурной системы невозможна автономизация МКТ как особого предмета исследования.
Частные характеристики МКТ: I) По степени охвата всех сторон человеческой деятельности МКТ вряд ли имеют себе равных.
Они включают социальноI Власова В.В.
Указ.
соч., С.36

[стр.,74]

даваемых от поколения к поколению ценностей и норм, соотносящихся с шариатом и адатным правом и опирающихся на подсознательные нравственно-психологические комплексы.
Отсюда превалирующее значение этнопедагогики в воспитательной практике мусульманских народов России, что, несмотря на усложнение социальной структуры и
изменения форм воспитательного воздействия на современном этапе, до сих пор находит свое выражение в построении системы народной педагогики на дихотомии добра и зла, на приоритете традиционных тииов социализации, выработанных еще на ранних этапах общественной жизни.
В заключение следует сказать, что идея духовного возрождения, доминирующая сегодня в общественном сознании, ввдвигает на первый план актуализацию национальных форм традиционной культуры и обусловливает особый интерес исследователей к проблемам народных традиций и преемственности в культуре.
Проблема культурных традиций не раз поднималась в отечественной науке, однако фундаментальные исследования сущности и природы культурных традиций были осуществлены в основном в советский период (труды
3.А.Баллера, Э.С.Маркаряна, Н.С.Сарсенбаева, И.В.Суханова и др.) и несли на себе отпечаток своего времени.
Не умаляя огромной исторической роли этих работ в развитии теории культурной традиции, все же следует сказать, что современные подходы потребовали переосмысления ряда концептуальных положений.


[стр.,75]

75 Рассмотрение проблем теории культурной традиции вплоть до 80-х годов базировалось на марксистско-ленинской методологии и не отражало специфики формирования национальных культурных традиций.
С изменением социокультурной ситуации в конце 80-х начале 90-х годов
цдея восстановления исторической преемственности культуры на почве национальных традиций прочно вошла в общественное сознание и приобрела концептуальное значение.
Традиция выступает как особая социальная связь индивидов и групп в обществе, специфическое содержание которой воспроизведение из поколения в поколение определенных содержательных формализмов действия и представления, которые фиксируют накопленный социальный опыт и выступают регулятивными принципами освоения новых условий и задач деятельности.
В условиях современной социокультурной ситуации особое внимание исследователей в области
общественнх наук обращено на проблемы этноконфеесионального характера.
Одним из аспектов проблемы является становление и развитие МКТ.
Рассмотрение в рамках данного исследования мусульманских традиций в контексте историко-культурного развития ислама позволило выявить ряд характерных черт МКТ, а именно: чрезвычайно широкий охват различных сфер человеческой жизнедеятельности; наличие средств аккумуляции упорядоченной информации в основополагающих источниках ислама (Коране и сунне) и средств трансляции революционных традиций через шариат, эволюционных традиций

[Back]