упорэдоченной информации в основополагающих источниках ислама (Коране и сунне) и средств трансляции революционных традиций через шариат, эволюционных традиций через адат; устойчивом, стабильном, предсказуемом характере и низкой динамике развития. Исходной посылкой для характеристики культуры российских мусульман, как автономного целостного образования внутри господствующей российской культуры, стало рассмотрение ее структуры в виде элементов двух систем: общих традиций, присущих всем народам, исповедующим ислам, и локальных традиций, возникших в результате адаптации этносов к условиям конкретной среды. Органичное соединение элементов двух систем обусловило существование своеобразного культурного образования внутри российской цивилизации мусульманской субкультуры, отличающейся по форме от ведущей мусульманской культурной традиции, но являющейся в то же время прямым генетическим порождением последней. Рассмотрение гуманистических традиций российских мусульман в культурологическом аспекте позволило выделить региональные и выражающие их локальные типологические характеристики мусульманской субкультуры, выразившиеся в специфике духовной и художественной культуры, культурно-досуговой деятельности. В противоположность им, типологические характеристики, выявленные при рассмотрении народной педагогики мусульман, являются общетипологическими, поскольку в меньшей степени зависят от пространственной локализации в пределах заданного поля и в большей степени учитывают общие педагогические характеристики. 2.4. Реализация воспитательного потенциала гуманистических аспектов ислама Научный анализ сути и природы гуманитарных традиций ислама приобретает в настоящее время огромное теоретическое и практическое значение. Однако осознание культуросозидающего потенциала этих традиций является лишь предпосылкой для решения более существенной задачи определения путей и средств их реализации. Первоначально необходимо выявить реальные гуманистические ценности коранической культуры, отделив истинные ценности от интересов отдельных политических течений, классов, народов. Следует отметить, что в отечественной науке вопрос выявления исламских ценностей в советское время по понятным причинам не рассматривался. В последние годы в научных кругах появился активный интерес к этой проблеме. Не случайно президент Узбекистана И. Каримов, вслед за консолидирующей национальной идеей (узбекчилик), первой по степени важности назвал идею возрождения гуманистических исламских 164 |
через адат; устойчивый, стабильный, предсказуемый характер и низкая динамика развития МКТ. Исходной посылкой для характеристики культуры российских мусульман как автономного целостного образования внутри господствующей российской культуры стало рассмотрение ее структуры в веде элементов двух систем: общих традиций, присущих всем народам, исповедующим ислам, и локальных традиций, возникших в результате адаптации этносов к условиям конкретной среды. Органичное соединение элементов двух систем обусловило существование своеобразного культурного образования внутри российской цивилизации мусульманской субкультуры, отличающейся по форме от ведущей мусульманской культурной традиции, но являющейся в то же время прямым генетическим порождением последней. Рассмотрение культурных традиций российских мусульман в культурологическом аспекте позволило выделить региональные и выражающие их локальные типологические характеристики мусульманской субкультуры, выразившиеся в специфике духовной и художественной культуры, культурнодосуговой деятельности. В противоположность им типологические характеристики, выявленные при рассмотрении народной педагогики мусульман, являются общетипологическими, поскольку в меньшей степени зависят от пространственной локализации в пределах заданного поля исследования и в большей степени учитывают сходные педагогические характеристики (общие традиции). 79 Первым шагом в реализации поставленной задачи является выявление реальных гуманистических ценностей исламсхой культуры, размежевание истинных ценностей от интересов отдельных политических течений, классов, народов. Следует отметить, что в отечественной науке вопрос выявления исламских ценностей в советское время по понятным причинам не рассматривался. В последние годы в научной мысли мусульманских стран СИГ обозначился активный интерес х этой проблеме. Не случайно вслед за консолидирующей национальной идеей (узбекчклик) президент Узбекистана й.Каримов первой по степени важности назвал адею возрождения духовных исламских ценностей. В западной аксиологии были попытки создать своеобразную "карту мира" по типам ведущих ценностей. В частности, американский ученый Дк.Хофстед предложил разделить страны мира по типам мотивации и ценностям: X группа стран, представителям которых свойственны стремления к личному успеху, к благополучию, самоактуализации (США., Великобритания). И группа представителям которых свойственны мотивы личной безопасности, а ведущие ценности благосостояние и усердная работа (Япония, немецкойзычные страны). 1 груша стран, для представителей которых индивидуальное благополучие менее важно, чем групповая солидарность (автор относит к ним Францию, Испанию, страны арабского и мусульманского мира, некоторые латиноамериканские стабильный, предсказуемый характер и низкая динамика развития традиций. Применение метода изолирующей абстракции позволило дифференцировать общие и локальные аспекты социокультурной системы, которые в реальной действительности находятся в нерасторжимом единстве. В исследовании были выделены общие традиции, присущие всем этносам мусульманской культуры, и локальные традиции, возникшие в результате адаптации этносов к условиям конкретной среды. Органичное соединение различных элементов общих и локальных традиций обусловило существование внутри российской цивилизации мусульманской субкультуры, отличной по форме от ведущей мусульманской культурной традиции, но являющейся в то же время прямым генетическим порождением последней и характеризующейся спецификой духовной и художественной культуры, особенностями культурно-досуговой деятельности. Исследование, таким образом, показало, что, хотя культура развивается по общим законам, рднако она повсеместно обретает определенные региональные особенности, поскольку человеческая деятельность всегда осуществляется в некоторых временных границах. Учитывать, изучать и развивать эти особенности так же важно, как и общечеловеческие ценности. Научное осмысление процессов взаимодействия и взаимрдополненияяисламских традиций и региональных |