строем, ио находят себе место во всех и в каждом»1 . Как отмечал IT.E. Астафьев, в иерархии общечеловеческих духовных ценностей религиозному началу отводилось всегда главенствующее место. Обстоятельства становления ислама породили значительный духовный разрыв между высшим уровнем рационализации бытия, на котором подчеркнуто отвергается всякая конкретная содержательность и остается только абстрактная символика, и повседневностью, также подчеркнуто лишаемой онтологической значимости2. Прежние ценности ислам подчинил новому принципу: в соответствии с культуросообразностыо новой эпохи, физическая сила и выносливость стали хороши не сами по себе, а в том случае, когда они направлены на служение Аллаху; плоть стала служить предметом самоограничения (пост, религиозные пищевые запреты); популярные версии чувственного мусульманского рая трансформировались суфизмом (одним из направлений ислама) в его ступенях самоочищения. Таким образом, сверхчувственные ценности ислама, вынесенные за пределы земного бытия, означали торжество духа над плотью3. Идеологическое оформление ислама в Коране исходило из поддержания «золотой середины» в сочетании духовного и чувственного. Это снижало уровень притязаний на реальные земные блага и отодвигало их получение на будущее. Именно в Коране наиболее ярко отражались не только религиозные предписания в выборе праведного пути, но и педагогические установки в воспитании благочестивого человека. В соответствии с философской логикой Корана, человек — существо разумное и богоизбранное. Следовательно, познавая Бога, человек должен подражать ему и воспринимать Его ценности, среди которых жизнь, добро, сила, истина, красота, любовь, справедливость и др. Идеи, заложенные в Коране, нашли свое отражение в рассуждениях средневековых мыслителей о человечности и нравственности, об особом виде человеколюбия Божьем милосердии, которое избавило потомков первочеловека от комплекса первоначального греха1. Среди философов было также распространено убеждение в превосходстве не мотивированного религиозно человеколюбия и поведения вообще над милосердием и нравственностью, которые диктовались представлением о потусторонних карах или наградах. Еше один аспект мусульманского гуманизма связан с протестом 1Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи. Гам же, № 12. С.87. 2Это привело к существованию двух форм ислама народного (бытового) и официального. Об этом писали еще средневековые авторы, большое внимание уделял Ибн Таймийа. «Народный ислам» представляет собой уровень обыденной религиозности мусульман с элементами этноконфсссиональньгх верований и обрядов. У потребление термина «бытовой ислам» правомерно но отношению к частным аспектам народного ислама, связанным с повседневной жизнью мусульман. ЗЕрасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М ., 1982. 4См.: Сагадссв А. Гуманизм в классической мусульманской мысли. //Гуманистические тетради; Тауфик И. Гуманистический дух ислама. Там же. 166 |
82 и остается только абстрактная символика, и повседневностью, также подчеркнуто лишаемой онтологической значимости*. Прежние ценности ислам подчинил новому принципу: в соответствии с культуросообразностью новой эпохи физическая сила и выносливость стали хороши не сами по себе, а когда они направлены на служение Аллаху; плоть стада служить предметом самоограничения (пост, религиозные л пищевые запреты); популярные версии чувственного мусульманского рая трансформировались одним ив направлений ислама суфизмом в его ступенях самоочищения. Таким образом, сверхчувственные ценности ислама, вынесенные за пределы земного бытия, означали торжество духа над плотью^. 1 Подобное расчленение привело х существованию двух форм ислама народного (бытового) и официального. Об этом писали еще средневековые авторы, большое внимание "народной религии" уделял Ибн Таймийа. "Народный ислам" имеет условный характер, представляя собой уровень обыденной религиозности мусульман с элементами этнохонфессиональнвк верований и обрядов. Правомерно и употребление термина "бытовой ислам" применительно к отдельным, более частным аспектам народного ислама, непосредственно связанным с повседневной жизнью мусульман. 2 См.: Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки.М.,1982. 83 реологическое оформление »клелса в Коране исходило из поддержания "золотой середины" в сочетании духовного и чувственного. Она снижала уровень притязаний на реальные земные блага и отодвигала их получение на будущее. Именно в Коране наиболее ярко отражались не только религиозные предписания в выборе праведного пути, но и педагогические установки в воспитании благочестивого человека. В соответствии с философской логикой Корана человек существо разумное и богоизбранное. Следовательно, познавая Бога, человек должен подражать ему и следовать его атрибутам, среди которых жизнь, добро* сила, истина, красота, любовь, справедливость и др. <92: 16). реи, заложенные в Коране, нашли отражение в рассуждениях средневековых мыслителей о человечности и нравственности, об особом виде человеколюбия Божьем милосердии, которое избавило потомков первочеловека от комплекса первоначального греха*. Среди философов было также распространено убеждение в превосходстве не мотивированного религиозно человеколюбия и поведения вообще над милосердием и нравственностью, диктуемыми представлением о потусторонних карах или наградах. I Он.: Сагедеев А. Гуманизм в классической мусульманской мысли//Гуманистические тетради; Тауфик Ибрагим. Гуманистический дух нслама//Там же. |