Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 169]

мусульманских мыслителей (Ибн Рущд, ал-Амири, ал-Фараби) прошв трактовки религиозными фанатиками джихада как «священной войны».
Коранический путь в рай мусульмане видят в выполнении «святого долга», называемого «джихадом».
Однако, подлинная сущность этого понятия в исламе соответствует определению «святая борьба».

Именно в таком контексте раскрывается смысл понятий «джихад сердца» (т.е.
борьба со своими дурными наклонностями), «джихад языка» (повеление благого и запрет дурного), «джихад руки»
(мера наказания по отношению к преступникам), «джихад меча» (борьба за утверждение ислама).
Известно, что в «джихаде» за достижение святых целей ислама Пророк
подчеркивал особое значение духовных усилий, нежели физических и материальных1 .
Пацифистские позиции отстаивали суфистские и другие секты в исламе.
Войны осуждались ими как проявление богоотступничества и жестокости.
Гуманистическая ориентация суфизма в теоретическом плане нашла свое выражение в концепции Совершенного человека, основной смысл которой оправдание человеком своего высшего предназначения
—возможно только через самосовершенствование2.
Йеменский ученый Абдульмагид Абдулькадер выделяет основные добродетели человека исламской цивилизации, дошедшие через века и являющиеся, по сути, общечеловеческими добродетелями, в том чиате: 1.
умеренность (в эмоциях, накоплении, потреблении и пр., это определяется превалированием коллективных ценностей над индивидуальными); 2.
обуздание чувств (запрет азартных игр, алкоголизма, вызывающего и антиобщественного поведения, требование поддерживать моральную чистоту и нравственность); 3.
чистоплотность (носит отчетливый религиозный оттенок, распространяясь на нравственность: чистота души, чистота помыслов,
творение добрых богоугодных дел); 4.
кротость (целиком взаимосвязана с мусульманским принципом подчинения индивида общине); 5.
справедливость (приравнивалась к благочестию); 6.
честь, верность данному слову; 7.
целомудрие3.
Таким образом, в Коране отразился народный опыт
представлений об идеале совершенной личности, как конечной цели воспитания и самовоспитания человека ислама.
Вместе с тем, следует отметить, что идеал имеет конкретно-историческое содержание.
Его сила и действенность зависят от глубины исторических потребностей.
В этом плане интерес представляет современный подход к правам
1Медведко Л.
Христианско-мусульманское восприятие
идей мира и новое 1 'сополитическое мышление.
//М еждународная жизнь.
1994.
№ 1.
—С.
142.
2См.: Степаняиц М.
Гуманистическая традиция в мусульманской культуре.
// Гуманистические тетради; Сагадеев А.
Указ соч.; Кныш А.Д.

Ал-Инсан ал-Каимл.
//И слам ...
0 .
101.
3Абдульмагид Абдулькадер.
Развитие этнопедагоги ки досуга в регионах влияния ислама (на примере Йеменской Республики): Д
ис....канд.
нед.
наук.
СПб.:СПбГАК, 1995.
167
[стр. 84]

84 Еще один аспект мусульманского гуманизма связан с протестом мусульманских мыслителей (Ибн Рувд, ал-Амирм, ад-Фараби) против трактовки религиозкши фанатиками джихада как "священной войны".
Путь в рай, по Корану, мусульмане должны видеть в выполнении ими "святого долга", который ислам называет "джихадом".
Однако подлинная сущность этого понятия в исламе соответствует определению "святая борьба",
йиенко в таком контексте раскрывается смысл понятий "джихад сердца* (т.е.
борьба со своими дурными наклонностями), "джихад языка" (повеление благого и запрет дурного), "джихад руки"
(соблюдение меры наказания по отношению к преступникам), "джихад меча" (борьба за утверждение ислама).
Известно, что в "джихаде" за достижение святых целей ислама Пророк
тоже делал большой акцент на мобилизации духовных усилий, нежели физичесхих и материальных*.
Пацифистские позиции отстаивали суфистские и другие секты в исламе войны осуждались ими как проявление богоотступничества и жестокости.
Гуманистическая ориентация суфизма в теоретическом плане нашла свое выражение в концепции Совершенного человека, основной смысл которой оправдание человеком своего высшего предназначения
I Медведко Л.
Христианско-мусульманское восприятие
вдей мира и новое геополитическое мшяение//Меадунар.
жизнь.1994.№ I.С.142.


[стр.,85]

возможно только через самосовершенствование^.
Исследование Корана привело йеменского ученого Абдуяьмагзда Абдульхадера к ввдеяению основных добродетелей человека исламской цивилизации, дошедших через века и являющихся по сути общечеловеческими добродетелями.
Среди них: умеренность (в эмоциях, в накоплении, потреблении и пр.
Требование умеренности целиком вытекает из превалирования коллективных ценностей над индивидуальными); обуздание чувств (неодобрение азартных игр, алкоголизма, вызывающего и антиобщественного поведения, требование поддерживать моральную читтоту и нравственность); чистоплотность (носит отчетливый религиозный оттенок, распространяясь на нравственность: чистота души, чистота помыслов, сотворение добрых богоугодных дел); кротость (требование целиком взаимосвязано с мусульманским принципом подчинения индивида общине); справедливость (приравнивалась х благочестию); честь, верность данному слову; 2 целомудрие*'.
Таким образом, в Коране отразился народный опыт
представления об идеале совершенной личности как конечной X 0«.: Степанянц М.
Гуманнстическая традиция в мусульманской !ДОьтуре//Гуманиетичесхие тетради; Сагадеев А.
Указ.соч.; Кныш А.Д.

ал-Йнсан ал-Каимл//Йслам..., С.101.
2 Абдульмагид Абдулькадер.
Развитие этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама (на примере Йеменской Республики): Дисс...канд.пед.

наух/СПбГАК.СПб.,2995.


[стр.,86]

цели воспитания и самовоспитания человека ислама.
Вместе с тем следует отметить, что идеал имеет конкретно-историческое содержание.
Его сила и действенность зависят от глубин» исторических потребностей.
В этом плане интерес представляет современный подход к правам
человека в исламской концепции миропорядка.
В сентябре 1981 года в Париже Исламский Совет подготовил и опубликовал Всеобщую исламскую декларацию прав человека, в соответствия с которой сопкахыш* и международный статус человека определялся исходя из уважения к нему, его первостепенной роли и обеспечения его безопасности (по Корану богоизбранности и установлению человека наместником Аллаха на земле (2:30; 17:70)).
Исходя из исламской концепции права, человек имеет: а) личную свободу, которая все же ограничивается свободой коллектива; б) свободу поведения в границах нормативности, которая определяется механизмом религиозной сакрализации и правовых требований.
В исламе, как и во всякой зрелой, устойчивой культуре, сформировался механизм внедрения ориентаций на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь общества.
Дуалистическая картина мира детерминировала их иерархическую структуру, внразивщуюея в разработанной системе ценностных ориентаций.
Исходя из понимания ценностных ориентаций как мировоззренческих убеждений и нравственных принципов

[Back]