Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 170]

человека в исламской концепции миропорядка.
В сентябре
1961 годе в Париже Исламский Совет подготовил и опубликовал Всеобщую исламскую декларацию прав человека, в соответствии с которой социальный и международный статус человека определялся, исходя из уважения к нему, его первостепенной роли и обеспечения его безопасности богоизбранности и установления человека наместником Аллаха на земле.
Исходя из исламской концепции права, человек имеет: а) личную свободу, которая все же ограничивается свободой коллектива; б) свободу поведения в границах
нормы, которая определяется механизмом религиозной сакрализации и правовых требований; в) свободу' мнений, которая должна основываться на достоверных фактах, не носящих «характера предположений или утопии»; г) свободу вероисповеданий, даюшдя право защиты веры, отправления религиозных обрядов и пропаганды своей веры.
В исламе, как и во всякой зрелой, устойчивой культуре, сформировался механизм внедрения ориентаций на достижение
определенных ценностей и отторжение ценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь общества.
Дуалистическая картина мира детерминировала их иерархическую структуру,
выразившуюся в разработанной системе ценностных ориентаций.
Исходя из понимания ценностных ориентаций как мировоззренческих убеждений и нравственных принципов
поведения, предлагается классификация поступков человека, а мусульманское право закрепляет эти категории в общесоциальных нормах.
L Халал категория разрешаемых, допускаемых поступков, включает в себя категории фард, мандуб и мубах1 ; 1.1.
Фард обязательные поступки и нормы поведения, касающиеся преимущественно ритуальных
предписаний и религиозных норм благочестия; 1.2.
Мандуб рекомендательные поступки, не являющиеся обязательными, однако совершение их высоко оценивается обществом.
В
эту категорию входят: пожертвования сверх обязательного, патронаж, опека, а также обуздание негативных эмоций, проявления щедрости, милосердия и пр.; 1.3.
Мубах дозволенные поступки: способы времяпрепровождения, занятия художественным творчеством, бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке; 2.
Макрух неприемлемые, недостойные поступки.
Они не являются нарушением закона, но осуждаются с моральных позиций: небрежность, необязательность, вызывающее поведение, скупость или расточительность, жестокость,
пренебрежение семейными обязанностями и др.2; 3.
Харам запретные, греховные поступки, включающие категории батил, фасид, сахих3; 3.1.
Батил абсолютно запретное (явное нарушение закона, произвол,
1См.: Лбу Хамил ал-Газати.
Воскрешение наук о вере.
М., 1980.
С.
131-139 2Боголюбов A.C.
Мубах.
//И сл ам ...
С.1 67-168.
зАбу Хамид ал-Газали.
Указ.
соч.
—С.131-137.
168
[стр. 86]

цели воспитания и самовоспитания человека ислама.
Вместе с тем следует отметить, что идеал имеет конкретно-историческое содержание.
Его сила и действенность зависят от глубин» исторических потребностей.
В этом плане интерес представляет современный подход к правам человека в исламской концепции миропорядка.
В сентябре
1981 года в Париже Исламский Совет подготовил и опубликовал Всеобщую исламскую декларацию прав человека, в соответствия с которой сопкахыш* и международный статус человека определялся исходя из уважения к нему, его первостепенной роли и обеспечения его безопасности (по Корану богоизбранности и установлению человека наместником Аллаха на земле (2:30; 17:70)).
Исходя из исламской концепции права, человек имеет: а) личную свободу, которая все же ограничивается свободой коллектива; б) свободу поведения в границах
нормативности, которая определяется механизмом религиозной сакрализации и правовых требований.
В
исламе, как и во всякой зрелой, устойчивой культуре, сформировался механизм внедрения ориентаций на достижение
ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь общества.
Дуалистическая картина мира детерминировала их иерархическую структуру,
внразивщуюея в разработанной системе ценностных ориентаций.
Исходя из понимания ценностных ориентаций как мировоззренческих убеждений и нравственных принципов


[стр.,87]

87 поведения» шариат выдвинул впоследствии классификацию поступков человека, а мусульманское право закрепило эти категории в общесоциальных нормах.
X.
халал категория разрешаемых, допускаемых поступков,включает в себя категории фард, мандуб и мубах^.

1.Х.
фард обязательные поступки и нормы поведения, касающиеся преимущественно ритуальных
предписаний и религиозных норм благочестия.
1.2.магщуб
рекомендательные поступки, не являющиеся предписании«!, обязательная»!, однако совершение их высоко оценивается обществом.
В
згу категорию входят: пожертвования сверх обязательного, патронаж, опека, а также обуздание негативных эмоций, проявления щедрости, милосердия и пр.
<+ 1.3.
мубах дозволенные поступки: способы времяпрепровождения, занятия художественным творчеством, бытовые действия, не нуждающиеся сами по себе ни в какой оценке.
2.
макрух неприемлемые, недостойные поступки.
Они не являются нарушением закона, но осуждаются с моральных позиций: небрежность, необязательность, вызывающее поведение, скупость или расточительность, жестокость,
лренебре■ » 1 — — I О*.: Абу Хамил ал-Газали.
Воскрешение наук о вере.М.,1980.С.131-139.


[стр.,88]

жение семейными обязанностями и др.* 3.
харам запретные, греховные поступки, включающие категории батил, фасид, сахих*% 3.1.
батил абсолютно запретное ( .явное нарушение з а * .
кона, произвол,
нарушение договорннх условий и пр.) 3.2.
фасид порочные, поступки с нарушением нравственных норм, но которые при определенных условиях возможно исправить.
3.3.
сахих правильные по форме, но аморальные по сути (обман, кяятвоотступничество, заключение временного брака своего рода проституция и др.).
в) свобода мнений, которая должна основываться на достоверных фактах, не носящих "характера предположений или утопии".
г)
свобода вероисповеданий, дающая право защиты веры, отправления религиозных обрядов и пропаганды своей веры.
Таким образом, исламская декларация рассматривает права человека не как права индивида, а как права уммн, т.е.
общества соверующих.
Эта тенденция объективно затрудняет проявление человеческой самобытности, инициативы, предпринимательства и творческих способностей.
1 Боголюбов A.C.
Мубах//йслам..., C.I67-I68.
2 Абу Хамцд ал-Газаяи.
Указ.соч., C.I3I-I39.

[Back]