Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 171]

нарушение договорных условий и др.); 3.2.
Фасид порочные поступки с нарушением нравственных норм, но которые при определенных условиях возможно исправить; 3.3.
Сахих правильные по форме, но аморальные, по сути,
поступки (обман, клятвопреступление, заключение временного брака своего рода проституция, и др.); Таким образом, исламская декларация рассматривав права человека не как права индивида, а как права уммы, т.е.
сообщества верующих.
Эта тенденция объективно затрудняет проявление человеческой самобытности, инициативы, предпринимательства и творческих способностей.

Другими словами, свободный выбор (ихтияр) в человеческих взаимоотношениях входит в противоречие с догматом о предопределении, согласно которому все совершается с фатальной неизбежностью.

Строго говоря, концепция, сформулированная во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, несовместима с предопределенностью места и поведения человека в исламе.
Своеобразная ситуация сложилась и в вопросах свободы вероисповедания.
С одной стороны, Коран провозглашает тезис об отсутствии принуждения в религии,
с другой стороны, мусульманин объективно не имеет права перемены религии, если он выбрал ислам.
Кроме того, религия как основа мусульманского братства в рамках уммы вступает в противоречие с национальной принадлежностью.
В
обыденном сознании, в общественной психологии, ислам инкорпорирует идеал общечеловеческих ценностей, выступая в качестве их заменителя, причем, эту роль он выполняет скорее на уровне интуитивного восприятия.
С одной стороны, ислам
становится мощным противодействием националистической идеологии, и в этом его безусловно конструктивная роль.
В сознании мусульман религия воспринимается как объединение людей в естественном стремлении к лучшей жизни.

С другой стороны, идеи отрицания национальной обособленности, национальной ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональной исламской общности, распространяемые в русле концепции панисламизма, не только означают приоритет общеисламских ценностей над этническими, но и могут использоваться в реакционных целях.
Поскольку мусульманская субкультура в России представляет собой конкретно-историческое проявление традиционной исламской культуры, то механизм пропаганды гуманистических ценностей ислама должен учитывать ценностные ориентиры,
идеалы и нормы, присущие культуре российских мусульман.
Стремясь к духовному возрождению и обновлению своих ценностей, российское общество не может не считаться с тем, что в духовной культуре современных мусульман исламские ценности занимают весьма существенное место.
Национальное самосознание этносов мусульманской культуры, их традиции и весь образ жизни, несут на себе глубокий отпечаток религиозных учений, с
которыми связаны эти народы в 169
[стр. 88]

жение семейными обязанностями и др.* 3.
харам запретные, греховные поступки, включающие категории батил, фасид, сахих*% 3.1.
батил абсолютно запретное ( .явное нарушение з а * .
кона, произвол, нарушение договорннх условий и пр.) 3.2.
фасид порочные, поступки с нарушением нравственных норм, но которые при определенных условиях возможно исправить.
3.3.
сахих правильные по форме, но аморальные по сути
(обман, кяятвоотступничество, заключение временного брака своего рода проституция и др.).
в) свобода мнений, которая должна основываться на достоверных фактах, не носящих "характера предположений или утопии".
г) свобода вероисповеданий, дающая право защиты веры, отправления религиозных обрядов и пропаганды своей веры.
Таким образом, исламская декларация
рассматривает права человека не как права индивида, а как права уммн, т.е.
общества соверующих.
Эта тенденция объективно затрудняет проявление человеческой самобытности, инициативы, предпринимательства и творческих способностей.

1 Боголюбов A.C.
Мубах//йслам..., C.I67-I68.
2 Абу Хамцд ал-Газаяи.
Указ.соч., C.I3I-I39.


[стр.,89]

Другими словами, свободный выбор (ихтияр) в человеческих взаимоотношениях входит в противоречие с догматом о предопределении, согласно которому все совершается с фатальной неизбежностью.
Отрого говоря, концепция, сформулированная во Всеобщей декларации прав человека (1948), несовместима с предопределенностью места и поведения человека в исламе.
Своеобразная ситуация сложилась и в вопросах свободы вероисповедания.
С одной стороны.
Коран провозглашает тезис об отсутствии принуждения в религии
(2:257).
С другой стороны, мусульманин объективно не имеет права перемены религии, если он
единоеды выбрал ислам.
Кроме того, религия как основа мусульманского братства в рамках уммы вступает в противоречие с национальной принадлежностью.
В
обеденном сознании, в общественной психологии, ислам инкорпорирует идеал общечеловеческих ценностей, выступая в качестве их заменителя, причем эту роль он выполняет скорее на уровне интуитивного восприятия.
С одной стороны, ислам
выступает мощным противодействием националистической идеологии, и в этом его безусловная конструктивная роль.
В сознании мусульман религия воспринимается как объединение людей в естественном стремлении к лучшей жизни.

Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования в рамках программы "Многонациональный Петербург", проведенного в 1996-1997 гг.
на базе Дома национальных культур ДК им.
С.М.Кирова, национальных обществ "£(ур", "Батан", "Крым", "Башкортостан", "Ата Мекен", "Ак-Кеме", "Даяг",

[стр.,91]

91 распространяемые в русле концепции панисламизма, не только означают приоритет общеисламских ценностей над этническими, но могут использоваться и в реакционных падях, о чем речь пойдет во втором разделе главы.
Поскольку мусульманская субкультура в России представляет собой конкретно-историческое проявление традиционной исламской культуры, то механизм пропаганды гуманистических ценностей ислама должен учитывать ценностные ориентиры,
здеалы и нор®, присущие культуре российских мусульман.
Стремясь к духовному возрождению и обновлению своих ценностей, российское общество не может не считаться с тем, что в духовной культуре современных мусульман исламские ценности занимают весьма существенное место.
Национальное самосознание этносов мусульманской культуры, их традиции и весь образ жизни несут на себе глубокий отпечаток религиозных учений, с
которвми связаны эти народы в течение веков и которые воспринимаются общественным мнением как ’ 'национальное”.
Специфической чертой мусульманского культа, как уже отмечалось в первой главе, является отсутствие церковной организации и духовенства, что обусловливает возможность совершения обрядов индивидуально и вне мечети.
Другая специфическая черта неразрывная связь мусульманских обрядов и народных традиций в представлении верующих.
Поскольку культовые обряды характеризуются большим консерватизмом, то они формируют устойчивые стереотипы в сознании и поведении людей, и некоторые яэ них

[Back]