Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 172]

течение веков и которые воспринимаются общественным мнением как «национальное».
Специфическая черта мусульманской религии — отсутствие церковной организации и духовенства, что обусловливает возможность совершения обрядов индивидуально и вне мечети.
Другая специфическая чертанеразрывная связь мусульманских обрядов и народных традиций в представлении верующих.
Поскольку культовые обряды
консервативны, они формируют устойчивые стереотипы в сознании и поведении людей, и некоторые из них в массовом сознании воспринимаются как элементы национальной традиции (например, определенные жесты, произнесение коранических формул и т.п.).
Тождественность национальной и конфессиональной принадлежности отражают в определенной степени
результаты анкетирования, в соответствии с которыми 67 % из колеблющихся и неверующих на вопрос анкеты «Я считаю себя последователем ислама» ответили утвердительно, хотя в принципе не должны были отвечать на него вовсе.
В данном случае
имеет место стереотип представителя определенной национальной (и, соответствен но, конфессиональной) культуры, в результате чего респонденты, воспринимая сам ислам, его ритуалы, обряды и праздники как части национальной культуры, выбрали ту религию, которая соответствовала вере отцов.
Показательна идеализация религиозной обрядности среди национальных меньшинств мусульманской культуры Санкт-Петербурга, Челябинска и Самары.
Гак, 89 % опрошенных отметили, что исламские праздничные обряды являются народной традицией, в то время как в Казани этот показатель ниже 76 %, (сказывается, повидимому, высокий уровень религиозного просвещения).
Разница между участвующими в обрядах (91 %), праздниках (97 %) и количеством верующих (44 %) объясняется
тем, что обряды и праздники частично утратили свое религиозное содержание и привнести в них определенную национальную специфику, в результате чего в массовом сознании они стали неотделимы от национальных традиций.
Исходя из единства ритуальной (ибадат) и духовной (муамалат) практики в исламе, представляется целесообразным через внешнее (действия, поступки, соблюдение определенных норм в повседневной практике) определить и внутреннее состояние индивидов мировоззрение, чувства, ценностные ориентации.
Таким образом, в результате
анкешрования обозначился ряд тенденций и направлений в общественном сознании: доминирующее состояние общественного сознания колебания между верой и неверием (44 % верю, 15 % не верю 41 % неопределенная позиция); рост демонстративного подчеркивания веры в Бога (44 % респондентов относят себя к категории верующих, но подавляющее большинство из них (91 %) либо не исполняют никаких религиозных обрядов, либо исполняют только некоторые из них); убеждение, что религия оказывает благоприятное влияние на нравственное 170
[стр. 91]

91 распространяемые в русле концепции панисламизма, не только означают приоритет общеисламских ценностей над этническими, но могут использоваться и в реакционных падях, о чем речь пойдет во втором разделе главы.
Поскольку мусульманская субкультура в России представляет собой конкретно-историческое проявление традиционной исламской культуры, то механизм пропаганды гуманистических ценностей ислама должен учитывать ценностные ориентиры, здеалы и нор®, присущие культуре российских мусульман.
Стремясь к духовному возрождению и обновлению своих ценностей, российское общество не может не считаться с тем, что в духовной культуре современных мусульман исламские ценности занимают весьма существенное место.
Национальное самосознание этносов мусульманской культуры, их традиции и весь образ жизни несут на себе глубокий отпечаток религиозных учений, с которвми связаны эти народы в течение веков и которые воспринимаются общественным мнением как ’ 'национальное”.
Специфической чертой мусульманского культа, как уже отмечалось в первой главе, является отсутствие церковной организации и духовенства, что обусловливает возможность совершения обрядов индивидуально и вне мечети.
Другая специфическая черта неразрывная связь мусульманских обрядов и народных традиций в представлении верующих.
Поскольку культовые обряды
характеризуются большим консерватизмом, то они формируют устойчивые стереотипы в сознании и поведении людей, и некоторые яэ них

[стр.,92]

в массовом сознании воспринимаются как элементы национальной традиции (например, определенные жесты, произнесение коранических формул и т.п.).
Тождественность национальной и конфессиональной принадлежности отражают в определенной степени
и результаты анкетирования, в соответствии с которыми 67% из колеблющихся и неверующих на вопрос анкеты ("Я считаю себя последователем ислама”) ответили утвердительно, хотя по идее не должны были отвечать на него вовсе.
В данном случае
сработал стереотип представителя определенной национальной (и, соответственно, конфессиональной) культуры, в результате чего респонденты, воспринимая сак ислам, его ритуалы, обряды и праздники как часть национальной культуры, выбрали ту религию, которая соответствовала вере отцов (см.
Приложение 4).
Ярким показателем является своего рода идеализация религиозной обрядности среди национальных меньшинств мусульманской культуры Санкт-Петербурга, Челябинска, Самары.
Так, 89% опрошенных отметили, что исламские праздничные обряды являются народной традицией, в то время как в Казани этот показатель ниже 76% (см.
Приложение 8), видимо, сказывается высокий уровень религиозного просвещения в Казани.
Разница между участвующими в обрядах (91%), праздниках (97%) и количеством верующих (44%) объясняется
частичной утратой обрядами и праздниками своего религиозного содержания и привнесением в них определенной национальной специфики, ;л результате чего в массо

[стр.,93]

вом сознании они стали неотделимы от национальных традиций (см.
Приложения 2,7,9).
Исходя из единства ритуальной (ибадат) и духовной (муамалат) практики в исламе, представляется целесообразным через внешнее (действия, поступки, соблюдение определенных норм в повседневной практике) определить и внутреннее состояние индивидов мировоззрение, чувства, ценностные ориентации.
Таким образом в результате
анкетирования обозначился ряд тенденций и направлений в общественном сознании: доминирующее состояние общественного сознания колебания мезду верой и неверием (44% верю, 19% не везло, 41% неопределенная позиция (см.Приложение 2).
рост демонстративного подчеркивания веры в Бога (44% респондентов относят себя к категории верующих, но подавляющее большинство
их(91%) либо не исполняют вовсе никаких религиозных обрядов, либо некоторые из них (см.
Приложение 7).
убеждение, что религия оказывает благоприятное влияние на нравственное
здоровье общества (64%) (см.
Приложение 3).
увеличение религиозности среди подростков и молодежи (63% верующих) (см.
Приложение 2).
формальное соблюдение ритуальной практики, когда религиозное выступает как символ национального, имеет тенденцию к замене внутренними мотивациями, когда ритуал рассматривается как путь душевного спасения,

[Back]