для нас мечеть представляет интерес в первую очередь как социальнокультурный институт. Природа мечети как социально-культурного института предопределяет разнообразные средства и методы организации духовного потребления и развития, и одновременно комплексно воздействует на личность в системе воспитания человека ислама. Содержание этого воспитательного процесса носит полифункциональный характер. Целесообразно определить ее основные социально-культурные функции: религиозное просвещение и пропаганда, нравственно-эстетическое воспитание, коммуникативная функция. Следует сразу уточнить, что ни одна из функций не существует в чистом виде, вне связи с другими. В контексте они способствуют формированию духовной личности в соответствии с представлениями ислама. Исходя из задач данного раздела исследования, рассмотрим одну из функций религиозное просвещение и пропаганда. Объектом деятельности мечети является человек, поэтому содержание се деятельности определяется религиозными требованиями к «человеку ислама». В соответствии с исламским учением о категориях поступков и поведения, мусульманину предписывается благочестие и религиозное усердие, знание Корана и Сунны, основ гражданского и семейного права, соблюдение моральных устоев и мусульманского образа жизни. Эти требования являются отправной точкой в просветительной деятельности мечети, направленной на формирование религиозного мировоззрения, и, прежде всего в пропаганде Корана. Религиозная пропаганда представляет собой основополагающее направление деятельности любого института Церкви, в противном случае его существование бессмысленно. К этому вопросу нельзя подходить прагматически. Целесообразно сформировать и поддерживать здоровый социальный климат, при котором всякий институт Церкви может выполнять свои функции без опасения быть использованным в очередной политической игре. Пропаганда Корана как Божественного откровения основа основ просвещения масс в исламе. В Коране наиболее ярко отражены не только религиозные предписания в выборе праведного жизненного пути, но и педагогические рекомендации в воспитании совершенной личности. Кроме того, эго творение является подлинным произведением культуры, здесь используется множество литературных жанров: от рифмованной прозы притч и исторических хроник до коротких обращений, исполненных поэтической силы и красоты. В мусульманском богословии существует' термин «иджаз ал-куран», обозначающий неподражаемость Корана по содержанию и форме. Американский исследователь А. Уэлч предложил свою концепцию трех главных форм бытия Корана: как теологической концепции, как текста, произносимого во время ежедневных служб, и, наконец, как Писания1. Арабское название священной мусульманской книги «кур’ан», 1См.: Ислам: Историографические очерки. М .. 1991. С .63. 172 |
целостности нации. Поэтому для нас мечеть представляет интерес в первую очередь как институт социально-культурный. Природа мечети как социально-культурного института предопределяет широкий спектр средств и методов организации духовного потребления и развития и одновременно осуществляет комплексное воздействие на личность в системе воспитания "человека ислама". Содержание этого воспитательного процесса носит долифункционадьный характер. Целесообразно наделить основные функции, составляющие ядро ее социально-культурной деятельности: религиозное просвещение и пропаганда, нравственно-эстетическое воспитание, коммуникативная функция. Следует сразу уточнить, что ни одна из функций не существует в чистом виде, вне связи с другими. В комплексе они способствуют формированию духовной личности в соответствии с представлениями ислама. Исходя из задач данного раздела исследования, рассмотрим одну из функций религиозное просвещение и пропаганда. Объектом социокультурной деятельности мечети является человек, поэтому содержание ее деятельности определяется религиозными требованиями к "человеку ислама". В соответствии с разработанным исламским учением о категориях поступков и поведения, мусульманину предписывается благочестие и религиозное усердие, знание Корана и сунны, основ гражданского и семейного права, соблюдение моральных устоев и мусульманского образа жизни. Эти требования ислама являются отправной точкой в просветительной деятельности мечети, направленной на формирование религиозного мировоззрения. Они находят отражение прежде всего в пропаганде Корана. Религиозная пропаганда основополагающее направление деятельности всякого института церкви, иначе его существование невозможно и бессмысленно. К этому вопросу нельзя подходить прагматически. Целесообразно сформировать и поддерживать здоровый социальный климат, при котором всякий институт церкви может выполнять свои функции без боязни превратиться в карту очередной политической игры. Пропаганда Корана как Божественного откровения основа основ просвещения масс, каким оно видится в исламе. В Коране наиболее ярко отражены не только религиозные предписания в выборе праведного жизненного пути, но и педагогические рекомендации в воспитании совершенной личности. Кроме того, эта книга является творением культуры Коран использует множество литературных жанров: от рифмованный прозы притч и исторических хроник до коротких обращений, исполненных поэтической силы и красоты. В мусульманском богословии существует терши "цджаэ ая-куран", обозначающий чудесность и неподражаемость Корана по содержанию и форме. Американский исследователь А.Уэлч предложил свою концепцию трех главных форм бытия Корана: как теологической концепции, как текста, проияносимого во время ежедневных служб, и, наконец, как Писания*. Ой.: Ислам: Историографические очерки.-М.,1991.С.63. |