имплицитную политическую стратегию. Разумеется, для народов, традиционно исповедующих ислам, переориентация на проверенную временем культурно-нормативную модель представляется процессом закономерным и позитивным (при условии развития мусульманской общности на гуманистических принципах). Однако, учитывая реалии сегодняшней общественно-политической жизни, превалирование гуманистических ценностей ислама видится, скорее, как идеал будущего, а не гражданская реальность. Более того, ряд социологов (A.B. Авксентьев, Л.Г. Ионин) отмечают, что развитие общества в период перехода к подистилистичсской культуре не свободно от опасности фундаментализма вообще и культурного фундаментализма в частности. Так, в прошлом веке тоталитарные режимы со своей монокультурой сталинский Советский Союз и нацистская Германия возникли на волне социальных движений культурно-фундаменталистского толка1. Поэтому особую актуальность приобретает необходимость преодоления неадекватного восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни. Даже поверхностное изучение материалов, предоставляемых средствами массовой информации, позволяет выявить две основные негативные тенденции, влияющие на формирование общественного сознания: 1). извращение исламских ценностей теоретиками фундаментализма . 2). контрпропаганда ислама, ведущая на практике к неадекватному восприятию его ценностей на уровне естественного сознания. Ярким примером фундаментализма служит религиозно-политическая система Ирана, приведшая к формированию теократического исламского государства. Исламская Республика Иран в международном аспекте является безусловным «лидером» в нарушении прав и свобод человека: практика смертных казней за совершение политических и уголовных преступлений (более тысячи в год), процессы при закрытых дверях без защитников, без права на апелляцию, применение пыток и телесных наказаний2. В Иране наблюдаются нарушения Всеобщей декларации прав человека (1943), Конвенции о дискриминации в области труда (1958), Конвенции о дискриминации в области образования (1960), Конвенции о политических правах женщин (1952), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). Безусловно, религиозно-политическая доктрина детерминировала процессы тоталиризации культуры, т.е. культурный фундаментализм. Можно выделить следущие характеристики иранской культуры: иерархизация ценностей в соответствии с господствующей идеологией; восприятие собственной культуры как универсальной схемы, которая исчерпывающим образом объясняет и толкует культуру человечества; интерпретация новых культурных феноменов в соответствии с этой схемой, т.е. упрощение и сведение явлений культуры к простым и 1См.: Ионин Л.Г. Консервативный синдром. -//С о ц и о л о г, исслед. 1987. Кеб. 2Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. М ., 2004. С .1 19. 176 |
кает на фоне дезориентации индивидов и груш, вызванной спонтанным распадом и сознательным разрушением существовавших ранее стружтур. Как следствие возникает стремление к восстановлению социальной идентификации, способное удовлетворяться путем принятия какой-либо новой культурной модели. Дня этносов мусульманской культуры наиболее вероятию* и целесообразным представляется возрождение мусульманских культурных традиций. Их основные характеристики (широкий охват всех сфер жизнедеятельности, устойчивый, стабильный характер и низкая динамика развития) способствуют быстрому переходу исламской культуры из латентного состояния, в котором она пребывала в советское время, в реальную жизнь практически в неизменном виде. С одной стороны, этот процесс обусловлен поисками новых культурных моделей, способных восстановить целостность окружающего мира (т.е. социальным заказом). С другой стороны, ислам как раз способен предложить разработанную систему, содержащую теоретическое учение, поведенческие предписания, даже имплицитную политическую стратегию. Разумеется, для народов, традиционно исповедующих ислам, переориентация на проверенную времен«* культурнонормативную модель представляется процессе»* закономерным и позитивным (при условии развития мусульманской общности на гуманистических принципах ислама). Однако, учитывая реалии сегодняшней общественно-политической жизни, превалирование гуманистических ценностей ислама видится, скорее, как щцеал будущего, а не гражданская реальность. Более того, ряд социологов (А.В.Авксентьев, Л.Г.Ионин) отмечают, что развитие общества в период перехода к полистияистической культуре не свободно от опасности фундаментализма вообще и культурного фундаментализма в частности (так, крупнейшие тоталитарные режимы со своей монокультурой сталинский Советский Союз и нацистская Германия возникли на волне социальных движений культурно-фуцдаменталистского толка*). Исходя из этого, особую актуальность приобретает необходимость преодоления неадекватного восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни. Задача данного раздела исследования состоит в выработке концепции преодоления деформаций общественного сознания в отношении ислама средствами социально-культурной деятельности. Даже поверхностное изучение информации, предоставляемой средствами массовой информации, дает возможность выявить две основные негативные тенденции, влияющие на формирование общественного сознания: 1) Извращение исламских ценностей теоретиками фундаментализма. 2) КонАропаганда как боязнь ислама, ведущая на практике к неадекватному восприятию его ценностей на уровне общественного сознания. 1-0*.: Ионин Л.Г. Консервативный синдром//Социол. исследования.1987.№ 6. 106 Ярким примером фундаментализма служит религиознополитическая система Ирана, приведшая к формированию теократического исламского государства. Исламская Республика ¡фан в международном аспекте является безусловным "лидером” в нарушении прав и свобод человека: практика смертных казней за совершение политических и уголовных преступлений (более тысячи в год), процессы при закрытых дверях без . защитников, без права на ^ апелляцию, применение шаток, телесных наказаний, ампутаций*. В Иране имеет место нарушение Всеобщей декларации прав человека (1948), Конвенции о дискриминации в области труда (1958), Конвенции о дискриминации в области образования (1960), Конвенции о политических правах женщин (195В), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). Безусловно, религиозно-политическая доктрина детерминировала процессы тотадизация культуры, т.е. культурный фундаментализм. ♦ Понимая культурный фундаментализм как процесс тотализации культурного стиля с его специфической доктриной, чувствами и нормами, можно выделить следующие характеристики иранской культуры: иерархизация ценностей в соответствии с господствующей идеологией; восприятие собственной культуры как универсальной схемы, которая исчерпывающим образом объясняет и толкует культуру человечества; интерпретация новых культурных * . . I Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты.М.,1991.С.119. |