Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 178]

имплицитную политическую стратегию.
Разумеется, для народов, традиционно исповедующих ислам, переориентация на проверенную временем культурно-нормативную модель представляется
процессом закономерным и позитивным (при условии развития мусульманской общности на гуманистических принципах).
Однако, учитывая реалии сегодняшней общественно-политической
жизни, превалирование гуманистических ценностей ислама видится, скорее, как идеал будущего, а не гражданская реальность.
Более того, ряд социологов
(A.B.
Авксентьев, Л.Г.
Ионин) отмечают, что развитие общества в период перехода к
подистилистичсской культуре не свободно от опасности фундаментализма вообще и культурного фундаментализма в частности.
Так,
в прошлом веке тоталитарные режимы со своей монокультурой сталинский Советский Союз и нацистская Германия возникли на волне социальных движений культурно-фундаменталистского толка1.
Поэтому особую актуальность приобретает необходимость преодоления неадекватного восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни.
Даже поверхностное изучение материалов, предоставляемых средствами массовой информации, позволяет выявить две основные негативные тенденции, влияющие на формирование общественного сознания: 1).
извращение исламских ценностей теоретиками фундаментализма .
2).

контрпропаганда ислама, ведущая на практике к неадекватному восприятию его ценностей на уровне естественного сознания.
Ярким примером фундаментализма служит религиозно-политическая система Ирана, приведшая к формированию теократического исламского государства.
Исламская Республика
Иран в международном аспекте является безусловным «лидером» в нарушении прав и свобод человека: практика смертных казней за совершение политических и уголовных преступлений (более тысячи в год), процессы при закрытых дверях без защитников, без права на апелляцию, применение пыток и телесных наказаний2.
В Иране наблюдаются нарушения Всеобщей декларации прав человека (1943), Конвенции о дискриминации в области труда (1958), Конвенции о дискриминации в области образования (1960), Конвенции о политических правах женщин (1952), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979).
Безусловно, религиозно-политическая доктрина детерминировала процессы
тоталиризации культуры, т.е.
культурный фундаментализм.
Можно выделить следущие характеристики иранской культуры: иерархизация ценностей в соответствии с господствующей идеологией; восприятие собственной культуры как универсальной схемы, которая исчерпывающим образом объясняет и толкует культуру человечества; интерпретация новых культурных феноменов в соответствии с этой схемой, т.е.
упрощение и сведение явлений культуры к простым и 1См.: Ионин Л.Г.
Консервативный синдром.
-//С о ц и о л
о г, исслед.
1987.
Кеб.
2Жданов Н.В.
Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты.
М .,
2004.
С .1 19.
176
[стр. 104]

кает на фоне дезориентации индивидов и груш, вызванной спонтанным распадом и сознательным разрушением существовавших ранее стружтур.
Как следствие возникает стремление к восстановлению социальной идентификации, способное удовлетворяться путем принятия какой-либо новой культурной модели.
Дня этносов мусульманской культуры наиболее вероятию* и целесообразным представляется возрождение мусульманских культурных традиций.
Их основные характеристики (широкий охват всех сфер жизнедеятельности, устойчивый, стабильный характер и низкая динамика развития) способствуют быстрому переходу исламской культуры из латентного состояния, в котором она пребывала в советское время, в реальную жизнь практически в неизменном виде.
С одной стороны, этот процесс обусловлен поисками новых культурных моделей, способных восстановить целостность окружающего мира (т.е.
социальным заказом).
С другой стороны, ислам как раз способен предложить разработанную систему, содержащую теоретическое учение, поведенческие предписания, даже имплицитную политическую стратегию.
Разумеется, для народов, традиционно исповедующих ислам, переориентация на проверенную времен«* культурнонормативную модель представляется
процессе»* закономерным и позитивным (при условии развития мусульманской общности на гуманистических принципах ислама).
Однако, учитывая реалии сегодняшней общественно-политической


[стр.,105]

жизни, превалирование гуманистических ценностей ислама видится, скорее, как щцеал будущего, а не гражданская реальность.
Более того, ряд социологов
(А.В.Авксентьев, Л.Г.Ионин) отмечают, что развитие общества в период перехода к полистияистической культуре не свободно от опасности фундаментализма вообще и культурного фундаментализма в частности (так, крупнейшие тоталитарные режимы со своей монокультурой сталинский Советский Союз и нацистская Германия возникли на волне социальных движений культурно-фуцдаменталистского толка*).
Исходя из этого, особую актуальность приобретает необходимость преодоления неадекватного восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни.
Задача данного раздела исследования состоит в выработке концепции преодоления деформаций общественного сознания в отношении ислама средствами социально-культурной деятельности.
Даже поверхностное изучение информации, предоставляемой средствами массовой информации, дает возможность выявить две основные негативные тенденции, влияющие на формирование общественного сознания: 1) Извращение исламских ценностей теоретиками фундаментализма.
2)
КонАропаганда как боязнь ислама, ведущая на практике к неадекватному восприятию его ценностей на уровне общественного сознания.
1-0*.: Ионин Л.Г.
Консервативный синдром//Социол.

исследования.1987.№ 6.


[стр.,106]

106 Ярким примером фундаментализма служит религиознополитическая система Ирана, приведшая к формированию теократического исламского государства.
Исламская Республика
¡фан в международном аспекте является безусловным "лидером” в нарушении прав и свобод человека: практика смертных казней за совершение политических и уголовных преступлений (более тысячи в год), процессы при закрытых дверях без .
защитников, без права на ^ апелляцию, применение
шаток, телесных наказаний, ампутаций*.
В Иране имеет место нарушение Всеобщей декларации прав человека (1948), Конвенции о дискриминации в области труда (1958), Конвенции о дискриминации в области образования (1960), Конвенции о политических правах женщин (195В), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979).
Безусловно, религиозно-политическая доктрина детерминировала процессы
тотадизация культуры, т.е.
культурный фундаментализм.
♦ Понимая культурный фундаментализм как процесс тотализации культурного стиля с его специфической доктриной, чувствами и нормами, можно выделить следующие характеристики иранской культуры: иерархизация ценностей в соответствии с господствующей идеологией; восприятие собственной культуры как универсальной схемы, которая исчерпывающим образом объясняет и толкует культуру человечества; интерпретация новых культурных * .
.

I Жданов Н.В.
Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты.М.,1991.С.119.

[Back]