знакомым стереотипам, отторжение инноваций и исключение «чуждых» культурных элементов (в частности, ряда форм культурной деятельности, которые порождены научно-техническим прогрессом и т.п.); восприятие целей социокультурного развития общины как частных жизненных целей каждого конкретного мусульманина, следовательно, демонстративное и официально провозглашаемое единство восприятия и интерпретации культуры; канонизация репродуцированного образа жизни, способов поведения и выражения. Очевидно, что иранский фундаментализм не соответствует гуманистическим принципам, заложенным Пророком в Коране и Сунне. Извращение истинных непреходящих ценностей мусульманской религии теоретиками фундаментализма отнюдь не способствует их общественной легимизации. Более того, фундаменталистские установки в Иране и некоторых арабских странах (Ливии, Ираке) носят экспансионистский характер, представляя потенциальную опасность для мирового сообщества: деление человечества на «правоверных» и «неверных», мировой терроризм, перманентные конфликты различных этноконфессиональных общин, проживающих на одной территории (столкновения суннитов и шиитов в Ираке, «ливанизация» конфликт мусульман и хрисгиан-арабов и др.). Существует ли опасность фундаментализма для России? В настоящий момент с достаточной степенью уверенности сложно определить шансы на успех тех или иных фундаменталистских течений. Тотальность ислама означает, что эта религия не может довольствоваться только сферой культовой практики и общинной активности, либо выступать в роли символа национальной идеологии. Изначально ислам был государственной идеологией теократического Халифата, что предполагало расширение его влияния на политику, экономику, право, сферу образования и семейных отношений. Подтверждением тому служит процесс исламизации центральноазиатских государств, в которых исламские политические партии и политизированные движения за 5 6 лет своего существования добились изменения политики правящих кругов в диаметрально противоположном направлении (от прокоммунистической ортодоксальности к провозглашению ислама стержнем государственной политики). В результате этих перемен в символику государств были введены исламские элементы, сняты ограничения исламской культурной активности, строятся мечети, молодежь получила возможность получать образование в мусульманских странах. Процессы поисков идеала в этих странах характеризуются высокой динамикой и зависимостью от политических течений. При этом важно учитывать, что только разумный подход к сочетанию светского и религиозного может обеспечить социальный прогресс (как, например, в Турции и Индонезии), политизация же религий ведет к утере гуманистически ценной природы ислама. За последние годы в России также возникли исламские партии: Исламская партия возрождения, Исламская демократическая партия (Дагестан) и др. 177 |
феноменов в соответствии с этой схемой, т.е. упрощение и сведение явлений культуры к простым и знакомым стереотипам, отторжение инноваций и исключение "чуждых" культурных элементов (в частности, ряда форм культурной деятельности, которые порождены научно-техническим прогрессом и т.п.); восприятие целей социокультурного развития общины как частных жизненных целей каждого конкретного мусульманина, следовательно, демонстративное и официально провозглашаемое единство восприятия и интерпретации культуры; канонизация репродуцированного образа жизни, способов поведения и выражения. Очевидно, что иранский, фундаментализм не соответствует гуманистическим принципам, заложенным в Коране и сунне Пророка. Извращение истинных непреходящих ценностей мусульманской религии теоретиками фундаментализма отнюдь не способствует их общественной легитимизации. Более того, фундаменталистские установки в Иране и некоторых арабских странах (Ливия, Ирак) носят экспансионистский характер, представляя потенциальную опасность для мирового сообщества: деление человечества на "правоверных" и "неверных", мировой терроризм, перманентные конфликты различных этнохонфессиональннх общин, проживающих на одной территории (столкновения суннитов и шиитов в Ираке, "ливанизация" конфликт мусульман и христиан-арабов и др.) . Существует ли опасность фундаментализма для России? В настоящий момент сложно с достаточной степенью уверенности определить шансы тотализации тех или иных фундаменталистских течений (русского националистического, коммунистической традиции, исламской доктрины). Тотальность ислама означает, что эта религия не может довольствоваться только сферой культовой практики и овинной активности, либо выступать в роди символа национальной Идеологии. С самого начала ислам разворачивался как государственная идеология теократического Халифата, что предполагало расширение его влияния на политику, экономику, право, сферу образования и семейных отношений. Подтверждением тому служит процесс исламизации центральноазиатских государств, еде исламские политические партии и политизированные движения за 5-6 лет своего существования добились изменения политики правящих кругов в диаметрально противоположном направлении (от прокоммунистической ортодоксальности к провозглашению ислама стержнем государственной политики в Таджикистане и Узбекистане). В результате перемен в символику государств введены исламские элементы, сняты ограничения, касающиеся исламской культурной активности, строятся мечети (за период с 1989 по 1992 гг. их число в Казахстане и Узбекистане возросло в 3 раза, в Таджикистане в 21 раз), совершается хадж (паломничество в Мекку), молодежь получила доступ к образованию в мусульманских странах. Сложные процессы поисков идеала в этих государст 109 вах характеризуются высокой динамичностью и зависимостью от политических течений. В этих условиях важно учитывать, что только разумный подход к сочетанию светского и религиозного может обеспечить социальный прогресс (как, например, в Турции, Индонезии), политизация же религии ведет к утере гуманистически ценной природы ислама. За последние годы в России также возникли исламские партии: Исламская партия возрождения, Исламская демократическая партия (Дагестан) и др. Символичен сам факт их появления: исламу возвращается одна из исконных черт участие в политической жизни. На фоне общероссийской тенденции политизации религии и в какой-то мере "конфессионализации" политики в общественном сознании наметились две полярные точки зрения в отношении ислама: с одной стороны, абсолютизация религиозных ценностей, идеализация ислама во всех сферах социальной деятельности, с другой, предвзятое, искаженное понимание исламских ценностей, детерминированное, в первую очередь, процессами негативной преемственности, имевшими место на этапе становления советского государства и последующим фокусированием общественного внимания исключительно на негативных сторонах мусульманской религии. Первое направление форсируется в русле идеи национального возрождения народов, традиционно исповедующих ислам, и базируется на изучении и популяризации наследия зарубежных мыслителей: ал-Маудуди, ал-Банна, Кутба, |