Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 181]

потенциал религий и их институтов.
Современные мусульманские идеологи пропагандируют национальную самобытность, интерес к культурному наследию и традициям, вычленяя все то, что способствует консолидации общины и может быть противопоставлено
светской культуре и атеизму.
Так, на тезис анкеты «Я считаю, что религиозные ценности способствуют...» треть респондентов выбрала ответ «уважению и дружбе народов», 58 % «облагораживают верующих», и лишь 8 % «фундаментализму и вражде».

Однако, при этом на вопрос «Я считаю, что пропаганда атеизма...» «недопустима» ответили 14 % респондентов, «возможна наряду с религиозной» 77 %.
Результаты опроса свидетельствую!' о том, что в общественном сознании мусульман превалируют негативные оценки атеистических ценностей, их место замещают ценности религиозные, что характерно даже для неверующих людей.
Другое направление общественного сознания исходит из понимания опасности абсолютизации исламских ценностей, однако зачастую является следствием фрагментарного восприятия действительности и информации, несет на себе эмоциональную окраску и субъективное восприятие мира, и в силу этого не может отражать истинную суть и принципы исламской религии.
Формируя в общественном сознании образ мусульманина как врага человечества, акцентируя внимание исключительно на негативных сторонах мусульманской традиции, фактах радикализма (мусульманского терроризма),
некоторые средства массовой информации утверждают в массовой психологии немусульманских народов стереотип исламского фанатизма и нетерпимости.
Таким образом, наряду с проблемой
фундаменталистских исламских движений для общественного сознания существует не менее острая проблема тоталитарных методов борьбы с этими движениями.
Между тем, свидетельства изначальной гуманистической природы ислама
можно найти в основополагающих источниках мусульманской религии, посланиях Пророка Мухаммеда к арабским племенам, где закладывались основы концепции сосуществования «дар ал-ислам» территорий, в пределах которых установлены и действуют законы Корана.
Классический ислам формировался в окружении развитых религиозных систем
и, в первую очередь, христианства и иудаизма.
Следовательно, с самого становления, не проводя в принципе национальных различий, ислам должен был выработать собственную концепцию отношения к представителям различных религий.
Так
были выработаны три статуса человека: в качестве «правоверного», т.е.
мусульманина; в качестве «многобожника» язычника, к которому мусульманин должен быть непримирим; в качестве «покровительствуемого» (так называемые
«люди Писания» иудеи, христиане, зороастрийцы), т.е.
категория людей, к которым ислам относится лояльно и гарантирует им не только право свободного отправления религиозных обрядов и строительства храмов, но и защиту от внешних врагов, гарантии неприкосновенности личности 179
[стр. 111]

движений прядают большое внимание формированию национальной психологии в обществе, зачастую гораздо большее, чем национальной идеологии, поскольку в сфере национальной психологии мощную силу представляют собой стихийные процессы, которые возможно умело направлять на сформированный образ врага.
Религия, в свою очередь, имеет огромное влияние на образ жизни, поведение и психологию лвдей.
В России многопартийность и борьба за политическое лидерство связаны со стремлением заполучить поддержку религиозных организаций; обострение межнациональных отношений также ведет к усилению влияния религии, поскольку руководители противоборствующих сторон (так же, как и силы, выступающие та их примирение) стремятся в максимальной степени использовать разносторонний потенциал религий и их институтов.
Современные мусульманские идеологи пропагандируют национальную самобытность, интерес к культурному наследию и традициям, вычленяя все то, что способствует консолидации общины и может быть противопоставлено
советской культуре и атеизму.
Так, на тезис анкеты "Я считаю, что религиозные ценности способствуют..." треть респондентов выбрала ответ "уважению и дружбе народов", 58% "облагораживают верующих", и лишь 8% "фундаментализму и вражде"
(см.Приложение 17) Однако при этом ответы на тезис "Я считаю, что пропаганда атеизма..." "недопустима" ответило 14% респондентов, "возможна наряду с религиозной" 77% (см.
Приложение 13) Результаты опроса свидетельствуют, что в общественном

[стр.,112]

112 сознании мусульман превалируют негативные оценки атеистических ценностей, юс место замещают ценности религиозные, что характерно даже для людей неверующих.
Другое направление обцественного сознания исходит из понимания опасности абсолютизации исламских ценностей, однако зачастую является следствием фрагментарного восприятия действительности и информации, несет на себе эмоциональную окраску и субъективное восприятие мира и в силу этого не может отражать истинную суть и принципы исламской религии.
Формируя в общественном сознании образ мусульманина как врага человечества, акцентируя внимание исключительно на негативных сторонах мусульманской традиции, фактах радикализма (мусульманского терроризма
как местного, так и зарубежного характера), некоторые средства массовой информации утверждают в массовой психологии немусульманских народов стереотип исламского фанатизма и нетерпимости.
Таким образом, наряду с проблемой
вреда от фундаменталистских исламских движений для общественного сознания существует не менее острая проблема вреда от тоталитарных методов борьбы с этими движениями.
Между тем свидетельства изначальной гуманистической природы ислама
находим в основополагающих источниках мусульманской религии, посланиях Мухаммеда к арабским племенам, где закладываются основы концепции сосуществования в "дар ал-ислам" территорий, в пределах ■ * которых установлены и действуют законы Корана.


[стр.,113]

Классический ислам формировался в окружении раз*, витых религиозных систем: зороастризма, христианства, иудаизма.
Следовательно, с самого своего становления, не проводя в принципе национальных различий, ислам должен был выработать собственную концепцию отношения к представителям различных религий.
Так
появились три статуса человека: в качестве "правоверного", т.в.
мусульманина; в качестве "многобожника"язычника, к которому мусульманин должен быть непримирим; в качестве "покровительствуемого" (так называемые
"лади Писания" иудеи, христиане, зороастрийцн, сабии), т.е.
категория людей, к которые ислам относится лояльно и гарантирует им не только право свободного отправления религиозных обрядов и строительства храмов, но и защиту от внешних врагов, гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами.
Взамен требовалось подчинение фундаментальны* нормам мусульманского государства, а также не порицать Коран, не хулить Мухаммеда и мусульманскую религию, не склонять мусульман к переходу в другую веру, не помогать воюющим с мусульманами*.
Общее терпимое отношение мусульман к "людям Писания", основанное на специальных указаниях Мухаммеда и первых халифов, решало проблемы религиозных меньшинств путем обособления инореяигиозных групп от традиционного ислама.
Таким образом, "христиане и иудеи составляли I Ом.: Большаков О.Г.
Ахл аэ-Зимма//Ислам..., С.27-28

[Back]