Проверяемый текст
Бутенко, Марина Эдуардовна; Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России (Диссертация 1997)
[стр. 182]

и имущества наравне с мусульманами.
Взамен
от них требовалось подчиняться фундаментальным нормам мусульманского государства, а также не порицать Коран, не хулить Пророка Мухаммеда и мусульманскую религию, не склонять мусульман к переходу в другую веру, не помогать воюющим с мусульманами1 .
Общее терпимое отношение
у мусульман было к «людям Писания», основанное на специальных указаниях Пророка и первых халифов.
Это решало проблемы религиозных меньшинств путем их обособления от традиционного ислама.
Таким образом, «христиане и иудеи составляли
относительно самостоятельные этносы, сохраняя свою религиозную и культурную идентичность»2.
В целом, отмечают историки, положение «покровительствуемых» в странах ислама было
более благоприятным, чем иноверцев в странах средневековой Европы.
Часто иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить под властью мусульманских, а не европейских христианских правителей3.
Таким образом, ислам предусматривает возможность сосуществования различных мировоззренческих систем.
В этом заключается феномен толерантности ислама, что
признают не только мусульманские, но и западноевропейские ученые (Г.Э.
фон Грюнебаум, А.
Массэ, А.
Мец).
Свидетельством того, что гуманистические принципы веротерпимости, уважения к
иной религии не утратили своего значения и для современных российских мусульман, являются результаты анкетного опроса: терпимость в отношении к другим религиям высказало абсолютное большинство респондентов 92 %.
Подтверждением высокой толерантности петербургских мусульман служат их ответы на вопрос: «Я считаю, что возрождению России может способствовать...», которые распределились следующим образом: православие 4 1 %, ислам 7 %, все религии 48 %, атеизм 4 %.
Тот факт, что значительное количество мусульман (даже те, которые относят себя к верующим) не называют ислам, пусть косвенно, но свидетельствует о том, что идеи мусульманского фундаментализма не
получили массовой поддержки у представителей мусульманской культуры в Санкт-Петербурге.
Позиция современных петербургских мусульман имеет под собой историческую почву.
Значительный теоретический и общественнопрактический интерес для использования гуманистических традиций ислама в современной социокультурной деятельности представляет собой опыт функционирования петербургских мусульманских обществ конца XIX начала XX веков.
Оно осуществлялось
по двум основным направлениям: культурно-просветительному и благотворительному.
Первое направление
было связано с именем выдающегося мусульманского общественного деятеля-реформатора, ученого и мыслителя 1Болыиаков О.Г.
Ахл аз-Зимма.
//Ислам— 2003.
№1.
С.27-28.
2Журавский A.B.
Христианство и ислам.
М ., 1990.
С .85.

3Пиотровский М.Б.
Ахл ал-К итаб.//И сл ам ...
2002.
№ 2.
С .28-29.
180
[стр. 113]

Классический ислам формировался в окружении раз*, витых религиозных систем: зороастризма, христианства, иудаизма.
Следовательно, с самого своего становления, не проводя в принципе национальных различий, ислам должен был выработать собственную концепцию отношения к представителям различных религий.
Так появились три статуса человека: в качестве "правоверного", т.в.
мусульманина; в качестве "многобожника"язычника, к которому мусульманин должен быть непримирим; в качестве "покровительствуемого" (так называемые "лади Писания" иудеи, христиане, зороастрийцн, сабии), т.е.
категория людей, к которые ислам относится лояльно и гарантирует им не только право свободного отправления религиозных обрядов и строительства храмов, но и защиту от внешних врагов, гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами.
Взамен
требовалось подчинение фундаментальны* нормам мусульманского государства, а также не порицать Коран, не хулить Мухаммеда и мусульманскую религию, не склонять мусульман к переходу в другую веру, не помогать воюющим с мусульманами*.
Общее терпимое отношение
мусульман к "людям Писания", основанное на специальных указаниях Мухаммеда и первых халифов, решало проблемы религиозных меньшинств путем обособления инореяигиозных групп от традиционного ислама.
Таким образом, "христиане и иудеи составляли
I Ом.: Большаков О.Г.
Ахл аэ-Зимма//Ислам..., С.27-28

[стр.,114]

относительно самостоятельные этносы, сохраняя свою релит гкозную и культурную идентичность" .
В целом, отмечают историки, положение "покровительствуемых" в странах ислама было
значительно более благоприятным, чем положение иноверцев в странах средневековой Европы.
Часто иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить под властью мусульманских, а не европейских христианских правителей^.
Таким образом, ислам предусматривает возможность сосуществования различных мировоззренческих систем.
В этом заключается феномен толерантности ислама, что
широко признается не только мусульманскими, но и западноевропейскими учеными (Г.Э.фон Гррнебаум, А.Массэ, А,Мец).
Свидетельством того, что гуманистические принципы веротерпимости, уважения к
желанию жить по законам иной религии не утратили своего значения и для современных российских мусульман, служат результаты анкетного опроса: терпимость в отношении к другим религиям высказало абсолютное большинство респондентов 92% (см.
Приложение 21).
Свидетельством большой толерантности петербургских мусульман является их ответ на тезис "Я считаю, что возрождению России может способствовать...", где ответы распределились следующим образом: православие 41%, ислам 7%, все религии 48%, атеизм 4% (см.
1 Дуравский A.B.
Христианство и ислам.М.
,1990.С.85.

2 Пиотровский М.Б.
Ахл ал-Китаб//Йслам..., С.28-29.


[стр.,115]

Приложение 23).
Тот факт, что значительное количество мусульман (даже те, которые относят себя к верующим) не называют ислам, пусть косвенно, но свидетельствует о том, что идеи мусульманского фундаментализма не
получают массовой поддержки у представителей мусульманской культуры в Санкт-Петербурге.
Позиция современных петербургских мусульман имеет под собой историческую почву.
Значительный теоретический и общественно-практический интерес для использования гуманистических традиций ислама в современной социокультурной деятельности представляет собой опыт функционирования петербургских мусульманских обществ конца XIXначала XX веко*.
Оно осуществлялось
в двух основных направлениях: культурно-просветительном и благотворительном.
Первое направление
связано с именем ведающегося мусульманского общественного деятедя-реформатора, ученого и мыслителя Атауяяы Баязитова (1846-1911), чья деятельность заложила фундамент последующего духовного и культурного развития мусульмански* общин Санкт-Петербурга на принципах гуманизма и веротерпимости.
Научно-просветительная деятельность А.Баязитова дала возможность Санкт-Петербургу стать важным мировым культурным центром по развитию гуманистических традиций ислама, особенно после закрытия в 1885 г.
востоковедческого факультета Казанского университета и перенесения центра исследований в данной области в Петербургский

[Back]