Атауллы Баязитова (1846 1911), деятельность которого послужила основой для последующего духовного и культурного развития мусульманских общин Санкт-Петербурга на принципах гуманизма и веротерпимости. Научно-просветительная деятельность А. Баязитова позволила СанктПетербургу стать мировым культурным центром развития гуманистических традиций ислама, особенно после закрытия в 1885 г. востоковедческого факультета Казанского университета и перенесения центра ориенталистских исследований в Петербургский университет. Переводы А. Баязитова арабских и греческих манускриптов религиозного характера на русский и татарский языки были востребованы русскоязычными мусульманами не только в столице, но и в северо-западных губерниях, Прибалтике, Польше, Белоруссии, а его книга «Отношение ислама к науке и иноверцам», написанная на русском языке для читателей различных конфессий, проповедовала веротерпимость, дружественное отношение мусульманского мира к христианскому. С 1905 г. А. Баязитов издавал газету «Нур» для мусульманской общины Санкт-Петербурга. В ней публиковались официальные государственные акты и законодательные распоряжения, касающиеся различных областей жизни мусульман, освещались вопросы духовной, деловой и общественной жизни татарской диаспоры Санкт-Петербурга, предоставлялась обзорная информация о жизни российских и зарубежных мусульман. После смерти дело А. Баязитова продолжил его сын Мухаммед Сафа Баязитов (1887-1937). В 1914 г. вместе с кандидатом коммерции Ф.А. Байрашевым и генералом Шейх-Али он основал Всероссийский мусульманский союз «Сыратель-Мустаким» («правый путь»), целью которого было объединение «русских мусульман для изучения и развития культурных идеалов мусульманства, просвещения и всестороннего поднятия благосостояния единоверцев на почве строгой законности, верности Монарху, единства и целости России»1 . Этот союз реализовывал свои просветительные и культурные инициативы посредством активной издательской деятельности (выходило четыре периодических издания, издавались книги религиозного и научного содержания, литература для детей, учебники, календари, ноты), содействия в переориентации приходских школ (мактабов) и высших школ (медресе) на изучение светских наук. Деятельность «Сыратель-Мустакима» способствовала развитию гуманистических ценностей ислама и их органичному сочетанию с достижениями европейской культуры. Кроме того, в северной столице с 1915 г. существовали: "Общество распространения просвещения среди мусульман" (председатель А.М. Сыртланова), которое содействовало улучшению образования мусульман Петрофада, оказывало помощь школам и другим учебным заведениям; "Восточный клуб", устраивавший любительские концерты и спектакли, 1Аминов Д.А. Татары в Санкт-Петербурге. С П б., 2001. С .26. 181 |
Приложение 23). Тот факт, что значительное количество мусульман (даже те, которые относят себя к верующим) не называют ислам, пусть косвенно, но свидетельствует о том, что идеи мусульманского фундаментализма не получают массовой поддержки у представителей мусульманской культуры в Санкт-Петербурге. Позиция современных петербургских мусульман имеет под собой историческую почву. Значительный теоретический и общественно-практический интерес для использования гуманистических традиций ислама в современной социокультурной деятельности представляет собой опыт функционирования петербургских мусульманских обществ конца XIXначала XX веко*. Оно осуществлялось в двух основных направлениях: культурно-просветительном и благотворительном. Первое направление связано с именем ведающегося мусульманского общественного деятедя-реформатора, ученого и мыслителя Атауяяы Баязитова (1846-1911), чья деятельность заложила фундамент последующего духовного и культурного развития мусульмански* общин Санкт-Петербурга на принципах гуманизма и веротерпимости. Научно-просветительная деятельность А.Баязитова дала возможность Санкт-Петербургу стать важным мировым культурным центром по развитию гуманистических традиций ислама, особенно после закрытия в 1885 г. востоковедческого факультета Казанского университета и перенесения центра исследований в данной области в Петербургский 11€ университет. Переводы А.Баязитова арабских и греческих манускриптов религиозного характера на русский и татарский языки служили нуждам русскоязычных мусульман не только столицы империи, но и северо-западных губерний, Балтии, Польши, Белоруси, а его книга "Отношение ислама к науке и иноверцам*, написанная на русском языке для читателей различных конфессий, проповедовала веротерпимость, дружественное отношение мусульманского мира к христианскому. С 1905 г. А.Баязитов начал издание газеты "Нур" для мусульманской общины Санкт-Петербурга с целью информирования жителей столицы о региональной мусульманской деятельности. В газете печатались официальные государственные акты и законодательные распоряжения, касающиеся различных областей жизни мусульман, освещались вопросы духовной, деловой и общественной жизни татарской диаспоры Санкт-Петербурга, обзоры жизнедеятельности мусульман в России и за рубежом. После смерти дело А.Баязитова продолжил его сын Мухаммед Сафа Баязитов (1887-1927). В 1914 г. вместе с кандидатом коммерции Ф.А.БаЙрашевнм и генералом ШейхАяи он основал Всероссийский мусульманский союз *0ыратель-Мустаким* ("Правый путь"), цель которого виделась в объединении "русских мусульман для изучения и развития культурных идеалов мусульманства, просвещения и всестороннего поднятия благосостояния единоверцев на почве строгой законности, верности Монарху, единства т и целости России"“ 1. Просветительные и культурные инициативы Союза реализовывались посредством активной издательской деятельности (выходило четыре периодических издания, издавались книги религиозного и научного содержания, литература для детей, учебники, календари, ноты) и содействия в переориентации приходских школ (мактабов) и высших школ (медресе) в направлении изучения светских наук. Деятельность "СырательнМустаким" способствовала развитию гуманистических ценностей ислама и их органичному сочетанию с достижениями европейской культуры. Кроме того, с 1915 г. существовали: общество распространения просвещения среди мусульман (председатель А.М.Светланова), которое ставило целью содействовать улучшению образования среди мусульман Петрограда, оказывать помощь школам и другим учебным заведениям; Восточный клуб, который устраивал любительские концерты и спектакли, литературные вечера, народные праздники и гуляния с целью повышения"культурно-нравственного уровня мусульман Петрограда, организации культурного досуга, обсуждения вопросов экономического положения му«2 сульман . 117 1 Цит. по: Аминов Д.А. Татары в Санкт-Петербурге.СПб.,1994.С.26. 2 Национальные культурно-просветительные учреждения Санкт-Петербурга.СПб. ,1993.С.22. |