литературные вечера, народные праздники и гуляния с целью повышения «культурно-нравственного уровня мусульман Петрограда, организации культурного досуга, обсуждения вопросов экономического положения мусульман»1 . С 1918 по 1920 годы существовали мусульманские объединения, способствующие интеграции проживающих в Петрограде и окрестностях мусульман для их культурного развития и распространения среди них «принципов Советской власти в соответствии с учением ислама»2: Мусульманский клуб «Северная Коммуна», Мусульманский рабочий клуб им. М.Н. Вахитова, Мусульманский рабочий клуб им. К. Маркса, Мусульманское общество при Соборной мечети. Другим действенным фактором общественной жизни мусульман была благотворительность. Ислам с его ценностями коллективизма, милосердия и терпимости возвел принцип благотворительного деяния в один из «столпов» веры3, скрепленный Кораном. Добровольное деяние по внезапному побуждению садака4, другими словами некоммерческая общественная деятельность, основанная на принципах добровольности и инициативы, выражалась не только в конкретной материальной помощи, но также и в опеке, патронаже, защите (т.е. поступки категории мандуб). В связи с увеличением численности городской общины и для придания благотворительной деятельности организованного характера в 1898 г. В. Алибековым, Ш. Асадулдаевым, А. Ахундовым, полковником А. Давлетшиным и другими было создано благотворительное мусульманское общество «Ислам ва Моариф» («Ислам и культура») с целью содействия «улучшению материального состояния мусульман г. Петрограда и Петроградской губернии и поднятия их культурно-нравственного и духовно-религиозного уровня без различия пола, звания и состояния»5. В 1915 г. С. Шамилем было учреждено Всероссийское общесгво призрения, воспитания и обучения сирот воинов-мусульман, павших в первой мировой войне. Кроме вспомоществования, в уставах вышеуказанных обществ ставились задачи строительства и содержания народных домов и читален, школ при мечетях и медресе, библиотек. Общества устраивали бесплатные концерты, спектакли и лекции. Таким образом, деятельность мусульманских обществ Санкт-Пегербурга носила достаточно выраженный просветительный характер, а ее гуманистическая направленность обуславливалась как демократическим характером общероссийских культурных традиций, так и общечеловеческими ценностями, заложенными в исламе. 1Национальные культурно-просветительные учреждения Санкт-Петербурга. С П б., 1 9 9 9 .С .2 2 . 2 Там же, С П б., 2005. С.22. зПрозоров С.М. Ал-Ислам. //И сл ам ... С. 103. 4Воголюбов A.C. Садака. //И сл ам ... С .202. 5РГИА, ф.821, он. 133, сд. хран.460. 182 |
т и целости России"“ 1. Просветительные и культурные инициативы Союза реализовывались посредством активной издательской деятельности (выходило четыре периодических издания, издавались книги религиозного и научного содержания, литература для детей, учебники, календари, ноты) и содействия в переориентации приходских школ (мактабов) и высших школ (медресе) в направлении изучения светских наук. Деятельность "СырательнМустаким" способствовала развитию гуманистических ценностей ислама и их органичному сочетанию с достижениями европейской культуры. Кроме того, с 1915 г. существовали: общество распространения просвещения среди мусульман (председатель А.М.Светланова), которое ставило целью содействовать улучшению образования среди мусульман Петрограда, оказывать помощь школам и другим учебным заведениям; Восточный клуб, который устраивал любительские концерты и спектакли, литературные вечера, народные праздники и гуляния с целью повышения"культурно-нравственного уровня мусульман Петрограда, организации культурного досуга, обсуждения вопросов экономического положения му«2 сульман . 117 1 Цит. по: Аминов Д.А. Татары в Санкт-Петербурге.СПб.,1994.С.26. 2 Национальные культурно-просветительные учреждения Санкт-Петербурга.СПб. ,1993.С.22. lie С 1918 по 1920 гг. существовали мусульманские объединения, целью которых была интеграция "проживающих в Петрограде и окрестностях мусульман для их культурного развития и распространения среди них "принципов Советской власти в соответствии с учением ислама"*: Мусульманский клуб "Северная Коммуна", Мусульманский рабочий клуб им.М.Н.Вахитова, Мусульманский рабочий клуб им. К.Маркса, Мусульманское общество при Соборной мечети. Другим действеннш фактором общественной жизни мусульман столицы выступала благотворительность. Ислам с его ценностями коллективизма, милосердия и терпимости возвел принцип благотворительного деяния в один из "столпов" верв£, закрепленный Кораном (2:195, 262-263, 270, 276-277 и др.) . Добровольное деяние по внезапному побуядению садака , другими словами некоммерческая общественная деятельность, основанная на принципах добровольности и инициативы, выражалась не только в хонкретной материальной помощи, но также в опеке, патронаже, защите (т.е. поступки категории мандуб). В связи с увеличением численности городской общины в целях предания благотворительной деятельности организованного характера в 1898 г. Б.Алибековым, 1 Национальные культурно-просветительные учреждения Санкт-Петербурга.1993.С.22. 2 Oí.: Прозоров С.М. ал-Ислам//Исяам..., C.I03. 3 Ой.: Боголюбов A.C. Садака//Ислам..., С.202. Ш.Асадуллаевым. А.Ахундовым, полковником А.Давлетшиным и другими было создано благотворительное мусульманское общество "Ислам ва Моариф" ("Ислам и культура") с целью содействия "к улучшению материального состояния мусульман г.Петрограда и Петроградской губернии и поднятия их культурно-нравственного и духовно-религиозного уровТ ня без различия пола, звания и состояния" . В 1915 г. С.Шамилем было учреждено Всероссийское общество призрения, воспитания и обучения сирот воинов мусульман, павших в боях Первой мировой войны. Кроме вспомоществования, в уставе вышеназванных обществ ставились, в частности, задачи строительства и содержания народных домов и читален, примечетных школ и медресе, библиотек. Общества устраивали бесплатные концерты и спектакли, лекции по предметам религиозного и общеобразовательного характера. Таким образов, деятельность мусульманских обществ Санкт-Петербурга носила достаточно выраженный просветительный характер, а гуманистическая ее направленность обусловилаеь как демократическим характером общероссийских культурных традиций, так и общечеловеческими ценностями, заложенными в исламе. Возрождение исламской культуры в Санкт-Петербурге в конце XX века базируется на лучших исторических традициях и ведется по основным направлениям: I ЦГИА СССР, фонд 821, оп.133, е.х.460 |