арабского языков, национальных песен и танцев, истории религии), курсы по изучению ислама и исламской культуры при Санкт-Петербургской соборной мечети, Санкт-Петербургский Лицей Восточной культуры (углубленное изучение английского и турецкого языков, культуры и истории мусульманского Востока), детская эстрадная студия «Сандугач» (музыка и вокальное исполнение песен разных народов). Таким образом, социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения различных видов этноконфессиональной культуры, системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Вместе с тем, ее возможности еще далеко не исчерпаны. Более того, в современных условиях вследствие развития транспортных коммуникаций и средств связи возрастает роль межкультурных контактов и открываются широкие перспективы для создания условий свободного развития духовной жизни российских мусульман, равных возможностей культурно-досуговой деятельности для всех национальностей. Однако следует отметить, что намеченные перспективы могут осуществляться лишь при взвешенной социокультурной политике, способствующей возрождению культуры конфессиональных и эшокоифессиональных меньшинств. Для этого необходим ряд условий: реальная оценка государственными органами значения религии как одной из мощных идеологий и видов общественного движения; выработка научных основ грамотной политики в области государственноцерковных отношений; наличие информации о динамике развития религиозной ситуации, достоверность которой способны обеспечить регулярные социологические исследования и экспертизы по вопросам деятельности сект или конфессий, предоставляющие официальные экспертные заключения по запросам органов государственного управления; обеспечение реального, а не декларированного Законом о свободе вероисповеданий, равноправия конфессий на территории Российской Федерации; использование в полной мере потенциала, которым обладают религиозные организации по реализации социальной работы. Эти оценки подтверждают результаты опроса абсолютное большинство респондентов выражает озабоченность сложившимся в обществе отношением к исламу: 19 % считает его предвзятым, неверным, 64 % полагают, что есть «перекосы», которые необходимо и возможно исправить. В целом эту тенденцию в общественном сознании российских мусульман можно обозначить как обеспокоенность по поводу ущемления прав мусульманских меньшинств в области кульутры, религии, права и образования. В силу ряда объективных исторических факторов в исламе и шариате практически не разработана концепция существования мусульман в виде 185 |
истории мусульманского Востока), детская эстрадная студия "Сандутач" (музыка и вокальное исполнение песен разных народов). Таким образом, социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения различных видов этноконфессиональной культуры» системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Блеете с тем ее возможности аде далеко не исчерпаны. Более того, в современных условиях возрастания роли этничности, частоты межкуяьтурных контактов вследствие развития транспортных коммуникаций и средств связи открываются более широкие перспективы для создания условий свободного развития духовной жизни российских мусульман, равных ■ ” • • • . . . ..................... у-.... ^ 1 . • . ...! возможностей культурно-досуговой деятельности для всех национальностей. Однако следует отметить, что намеченные перспективы могут осуществляться лишь при взвешенной социокультурной политике, способствующей возрождению культуры конфессиональных и этноконфессиональных меньшинств. Для этого, по мнению экспертов*, необходим рад условий: I Прогнозные оценки экспертов ученых, общественных и религиозных деятелей, активистов религиозно-политических движений (всего было опрошено 7 экспертов, среди них муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ Х.Н.Пончаев, председатель Санкт-Петербургского общества "Башкортостан” Д.Г.Буканова, президент Русскоарабского независимого культурного центра г-н Назим Маджад) получены в результате формализованного интер реальная оценка государственными органами значения религии как одной из мощных идеологий и видов общественного движения; выработка научных основ грамотной политики в области государственно-церковных отношений; наличие информации о динамике развития религиозной ситуации, достоверность которой способны обеспечить регулярные социологические исследования и экспертизы по вопросам деятельности сект или конфессий, предоставляющие официальные экспертные заключения по запросам органов государственного управления; обеспечение реального, а не декларированного Законе»! о свободе вероисповеданий, равноправия конфессий на территории РФ; использование в полной мере того потенциала, которым обладают религиозные организации по реализации социальной работы. Высказанные экспертами оценки подтверждают результаты опроса абсолютное большинство респондентов выражает озабоченность сложившимся в обществе отношением к исламу: 19% считает его предвзятым, неверным, 64% считают, что есть "перекосы", которые необходимо и возможно вьюирования диссертантом в период с 1994 по 1996 гг. В исследовании приводятся данные по ряду вопросов, еде мнения экспертов полностью совпали. 1 2 6 исправить (см. Приложение 22). В целом эту тенденцию в общественном сознании российских мусульман можно обозначить как обеспокоенность по поводу ущемления прав мусульманских меньшинств в области культуры, религии, права, образования. В силу ряда объективных исторических факторов в исламе и шариате практически не разработана концепция существования мусульман в виде конфессионального меньшинства*. В связи с этим поведение мусульманина в иноконфессиональном социуме, т.е. соблюдение им обязательных предписаний религии в светском государстве чрезвычайно затруднено, на что обращает внимание ряд исследователей^. Следовательно, необходима и целесообразна выработка 1 Только в шиитсуом исламе особое место и практическое применение получил принцип "ат-такийа" (’ ’ благоразумное скрывание своей веры"), выработанный в результате преследования шиитов за религиозные убеждения. При внешнем отказе от веры ради личной безопасности шиитам вменяется в обязанность не только мысленно отказаться от всего, к чему они принуждены, но и втайне проклинать врагов своей веры. Для суннитов, представляющих господствующее большинство в исламе, допустимо прибегать к "ат-такийе" лишь в случае смертельной опасности (см.: Прозоров С.М. ат-Такийа//Ислам..., С.221-222). 2 0«.: Балтанова Г.Р. Религия в многонациональной федерации; Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мыв? ления; Детруюевский И.П. Ислам в Иране УП-ХУ веках. |