сути и природы исламских традиций, так и создание благоприятной микросреды, способствующей приобщению человека к ценностям культуры в условиях свободного времени. Первым шагом в формировании такой микросреды должно стать преодоление неадекватного восприятия исламских ценностей в современной общестенной жизни средствами социальнокультурной деятельности. Предвзятое, искаженное понимание исламских культурных ценностей, возникающее на уровне обыденного сознания, является следствием фрагментарного восприятия действительности и информации, имеет эмоциональную окраску и субъективное восприятие мира и поэтому не может отражать истинную суть и принципы исламской религии. Преодолению этой пагубной тенденции будет способствовать формирование такого социально-педагогического механизма, при котором вектор воздействия на личность складывается из суммы ценностей мировой, общероссийской и локальной культуры. Таким образом, в рамках единого воспитательного процесса возможно формирование культурного и нравственного человека, способного воспринимать и ценности мировой культуры, и специфические уникальные ценности субкультур отдельных народов и регионов. 2.5. Гуманистические ценности средневекового воспитания В истории человечества средневековье с его бесконечными войнами и инквизицией вряд ли можно идентифицировать с гуманизмом. Однако, при всей жестокости этой эпохи средневековое религиозное общество предопределялось приоритетом религиозной идеологии, объединяющей людей посредством религиозной веры, которая предполагает прежде всего знание или представление о содержании религиозного догмата Талмуда, Библии, Корана. Благодаря многократному обращению к тексту догмата, его язык проникает в обыденное словоупотребление, становится частью повседневного общения, на доступном им уровне усваивается детьми. Религиозное сознание в сравнении с мифологическим являет собой более сложное и многоплановое образование, поскольку субъективность человека направлена не только на религиозный текст, но и постоянно рефлексирует, переживает состояние некоего "общения" с Божеством, представляет собой непрерывный диалог человека с Богом. Религиозные чувства, испытываемые в храме, при чтении Библии, в момент исполнения обряда, способствуют возникновению эмоциональности, соответствующей культуре личности в целом. Наряду с этим, психология религиозного чувства включает мощный механизм самооценки, саморегуляции на основе интериоризации религиозных заповедей, предписаний веры, обретающих силу морального 191 |
14? учреждения культуры. Механизм приобщения "человека ислама" к культуре предполагает как пропаганду гуманистической сути и природы исламских традиций, так и создание благоприятной микросреды, способствующей приобщению человека к ценностям культуры в условиях свободного времени. Первым шагом в формировании такой микросреды должно стать преодоление неадекватного восприятия исламских ценностей в современной общественной жиз^ ни средствами социально-культурной деятельности. В исследовании отмечается, что предвзятое, искаженное понимание исламских культурных ценностей, возникающее на уровне обеденного сознания, является следствием фрагментарного восприятия действительности и информации, несет на себе эмоциональную окраску и субъективное восприятие мира и поэтому не может отражать истинную суть и принципы исламской религии. Преодолением пагубной тенденции станет формироващ ние такого социально-педагогического механизма, при котором вектор воздействия на личность складывается из суммы ценностей мировой, общероссийской, локальной культуры. Таким образом в рамках единого воспитательного процесса возможно формирование человека культуры и нравственности, способного воспринимать и ценности мировой культуры, и специфические уникальные ценности субкультур отдельных народов и регионов. ш |