учёности и нравственности.,1 (комментарий К.Салютати, почти дословно совпадающий по времени (1896) и содержанию с суждениями Г.С.Солты о смысле названного термина). В частности, и гуманисты Эпохи Возрождения, реконструирующие вместе с идеями античности её терминологию, отмечали близость данного термина с "мягкостью" и антонимичность по отношению к терминам "варварский" и "дикий". Примечательно, что и Эпоха Возрождения (столь обильно дискутирующая на тему о смыслах данных понятий, что получила "для своего завершения" название "Гуманизм") была столь же противоречивой (т.е. меняющей формы власти, идеологию и т.д.), как и времена на границе "новой эры летоисчисления" И не случайно наиболее последовательный идеолог Гуманизма Марселино Фичино посвятил целое эпистолярное наследие популярной теме “гуманитаризма”. Подобно Цицерону, как бы борющемуся с некоей двойственностью в своём сознании, содержащем "предрассудочный" и ‘‘назревающий” взгляды на рабство: "Раб но и домочадец, раб но и человек”,М.Фичино также колеблется между двумя точками зрения. С одной стороны, "гуманитарный" для него есть отражение религиозной точки зрения о "низменной" природе человека; с другой точки зрения, он видит в этом терм ине полож ительное следствие "культурной он тол оги и ” человека его антропогенеза и социогенеза. Однако, интересно при этом отметить, что М. Фичино не анализирует вообще термин “гуманный” , не уделяя ему даже столь мало внимания, как то сделал Г.С.Солта. Как отмечает в своём исследовании И.Х.Черняк, эта "абстрактность" идеалов гуманизма привела М.Фичино в более поздний период его жизни к служению у Ч.Борджиа, этого "нового Нерона" (параллель, очень символичная, если учесть, что Нерон правил всего через 30 лет после Овидия, т.е. в период "тревожного двухсотлетия" окончания старой эры, ознаменовавш ейся круш ением римской республики и образованием империи). Итак, подведём некоторые итоги. Суммируя вышеперечисленные точки зрения, выделим ряд закономерностей, свойственных процессу флуктуации, т.е. перераспределения смыслов, терминов "гуманитарный" и "гуманный": 1. Первым возникает термин "гуманный" и является вначале притяжательным ("человеческий", т.е. чей?), затем качественным определением ("гуманный, человечный" т.е. какой?). 2. Памятники письменности убеждают в том, что в периоды мощных политических потрясений, а также в ходе обыденной политической пропаганды и иной культурно-идеологической деятельности, возникают и фонетически обособляются понятия, близкие к обыденному термину "человечный" ("гуманный"), но подчеркивающие более высокий классовый и элитарный ранг употребляющегося слова. В латиноязычной практике это слово-"гуманитарный". I Цит. по: Черняк И.Х. Термин: Гштапйаяу Марсплио Фичино. Культура эпохи Возрождения. Сб. науч. трудов. -Л.: Наука, 1986, С. 89. 18 |
указывает В.Н. Дьяков, Закончилось безраздельное господство Рима... над обширной провинциальной периферией. Налаженный... административный аппарат императорской власти (сменившей республиканское управление ) должен отныне более полно обслуживать широкие слои рабовладельческого общества всего Средиземноморья..”1 Как видим, названный период, как и нынешний, совместил целый ряд противоречий: между двумя формами правления, между центростремительными и "региональными” процессами, между представлениями о стабильном состоянии общества с его умеренным потенциалом дегуманизации и стремительными переменами, не обходящимися без "жертв во имя человечности”, заставляющих усомниться: "человечно” ли приносить столь ужасные жертвы даже во имя названных целей!? Именно в такой период из уст М.Туллия Цицерона и П.Овидия Назона впервые звучат рассуждения о природе и значении понятий, стоящих за словом “гуманитарный* “...применительно к учёности и нравственности...”2 (комментарий К.Салютати, почти дословно совпадающий по времени (1896) и содержанию с суждениями Г.С.Солты о смысле названного термина). В частности, и гуманисты Эпохи Возрождения, реконструирующие вместе с идеями античности её терминологию, отмечали близость данного термина с "мягкостью” и антонимичность по отношению к терминам "варварский” и "дикий”. Примечательно, что и Эпоха Возрождения (столь обильно дискутирующая на тему о смыслах данных понятий, что получила “для своего завершения” название “Гуманизм”) была столь же противоречивой (т.е. меняющей формы власти, идеологию и т.д.), как и времена на границе "новой эры летоисчисления” И не случайно 220 1Дьяков В.Н. Древний Рим./История древнего мира. Под ред. В.Н.Дьякова и С.И.Ковалева. -М. Гос. учеб. -педагог, издат. Мин. прос. РСФСР, 1962, С.603628. 2Цит. по: Черняк И.Х. Термин Ьитапйазу Марсилио Фичино./Культура эпохи Возрождения. Сб. науч. трудов. -Л.: Наука, 1986, С. 89. наиболее последовательный идеолог Гуманизма М. Фичино посвятил целое эпистолярное наследие популярной теме “гуманитаризма” Подобно Цицерону, как бы борющемуся с некоей двойственностью в своём сознании, содержащем “предрассудочный” и “назревающий” взгляды на рабство: “Раб но и домочадец, раб но и человек”, Фичино также колеблется между двумя точками зрения. С одной стороны, "гуманитарный" для него есть отражение религиозной точки зрения о "низменной" природе человека, с другой точки зрения он видит в этом термине положительное следствие "культурной онтологии" человека его антропогенеза и социогенеза. Однако, интересно при этом отметить, что Фичино не анализирует вообще термин “гуманный", не уделяя ему даже столь мало внимания, как то сделал Г.С.Солта. Как отмечает в своём исследовании И.X.Черняк, эта “абстрактность” идеалов гуманизма привела Фичино в более поздний период его жизни к служению у Ч.Борджа, этого "нового Нерона" (параллель, очень символичная, если учесть, что Нерон правил всего через 30 лет после Овидия, т.е. в период "тревожного двухсотлетия" окончания старой эры, ознаменовавшейся крушением римской республики и образованием империи). Итак, подведём некоторые итоги. Суммируя вышеперечисленные точки зрения, выделим ряд закономерностей, свойственных процессу флуктуации, т.е. перераспределения смыслов, терминов “гуманитарный" и "гуманный": 1 1). Первым возникает термин "гуманный" и является вначале притяжательным ("человеческий", т.е. чей?), затем качественным определением ("гуманный, человечный" т.е. какой?). 2). Памятники письменности убеждают в том, что в периоды мощных политических потрясений, а также в ходе обыденной политической пропаганды и иной культурно-идеологической деятельности возникают и фонетически обособляются понятия, близкие к обыденному термину "человечный" ("гуманный"), но подчёркивающие более высокий классовый и элитарный ранг 1См. схему № -на с. 221 |