взгляд на гуманизацию как процесс, содержащий и онтологический аспект гоминизации ("родовых признаков человекообразования"), включающий в виде продукта наряду с человеком "всё, что не есть человек" (например среду) и изучаемый то синергетикой, то социальной динамикой, то частными социологическими науками. В "дробном" виде мировоззренческие подступы к этим ракурсам лежат через осмысление противоречий: "гуманизм и гуманитаризм", "гуманизм и религиозность", "гуманизм и технократизм" и т.д. Контент-анализ, для которого были привлечены не только наиболее характерные статьи о социально-культурной деятельности, но и словари русского и других языков, на грани XX и XXI веков не фиксировал понятие "гуманизация", но зато в характеристике однокоренных слов демонстрировал резкий перевес номинативов, более абстрагированных над номинативами, выражающими конкретные явления. Так, рекордная частотность принадлежит слову "гуманитарный", употребленному по 1-му разу в 7-ми исследуемых научных текстах, в 3-х политических и даже 2-х драматургических. Более конкретное же слово -"гуманный" (равно как и "гуманность") -было оттеснено на второе место и встречалось всего четырежды в научной литературе, а также политических и литературных текстах. Следующее лее по частоте "гуманистический"встречается дважды в политическом тексте и дважды в литературном. И, наконец, минимальное количество набрало понятие "гуманистически-ценностный", встретившееся, к тому же, в политическом, а не в научном тексте (примечательно, что такова же частота и слова "антропология"). По состоянию па 2005 год ,частотность данных терминов возросла в 10,2 раза для слова "гуманитарный", в 8,9 раз дчя слова "гуманный", в 5,3 раза для термина "гуманистический". Наконец, само понятие "гуманизация" прочно вошло в состав научной речи, составляя: в социологических текстах 20,2% от всей суммы родственных значений, в сфере просвещения и образования 25,2%.' Принято считать, что основным противоречием в восприятии идей гуманизма в "новое время" является становление двух традиций в исторической идентификации данного понятия. Первая ассоциирует его с эпохой Возрождения, когда он слыл знаменем борьбы с религией. Второй же, нынешний, для многих начинает ассоциироваться в качестве символа объединения практически всех видов общественного сознания с религией. Снятие этого противоречия осуществляется введением понятий "религиозный гуманизм" и "атеистический гуманизм". Так, период, когда христианство перестало по-своему "боготворить" Человека, освящая в нём всё естественное, и обратилось к догмам аскетизма, объявлявшего это естественное ничтожным, 1Примечательно, что в опытных частотных словарях 70-х гг. названные понятия по количеству мало отличаются от состояния частотности в 80гг. См.: Частотный словарь русскою языка. Около 40000 слов. Под ред. Л.Н.Засориной. -М: Русский язык, 1977. С. 40. 152. 775 21 |
расширения объёма понятия "гуманитарный" происходят на научнотеоретическом уровне. Завершая этимологический и семантический анализ разграничения понятий "гуманитаризм" и "гуманизм", укажем, что в какой-то мере этот анализ будет сопутствовать всему исследованию. Сложность основной проблемы, отражённой и в рассматриваемой терминологии исследования, обусловливается её многоплановостью. Во-первых, ракурс многоплановости ему сообщает возрождающийся взгляд на гуманизацию как процесс, содержащий и онтологический аспект гоминизации ("родовых признаков человекообразования”), включающий в виде “продукта”, "наряду с человеком ", и “всё, что не есть человек" (например среду), соответственно и изучаемое то синергетикой, то социальный динамикой, то частными социологическими науками. В "дробном" виде мировоззренческие подступы к этим ракурсам лежат через осмысление противоречий: "гуманизм и гуманитаризм", "гуманизм и теизм", "гуманизм и технократизм" и т.д. Контент-анализ, для которого были привлечены не только наиболее характерные статьи о культурно-досуговой деятельности, но и частотные словари русского и других языков, практически не фиксировал в 80-е гг. понятие "гуманизация”, но зато в характеристике однокоренных слов демонстрировал резкий перевес номинативов, более абстрагированных над номинативами, выражающими конкретные явления. Так, рекордная частотность принадлежит слову "гуманитарный”, употребленному по 1-му разу в 7-ми исследуемых научных текстах, в 3-х политических и даже 2-х драматургических. Более конкретное же слово -“гуманный” (равно как и "гуманность”) было оттеснено на второе место и встречалось всего четырежды в научной литературе, а также политических и литературных текстах за 1967г. Следующее же по частоте “гуманистический"встречается дважды в политическом тексте и дважды в литературном. И, наконец, минимальное количество набрало понятие "гуманистически225 ценностный", встретившееся, к тому же, в политическом, а не в научном тексте (примечательно, что такова же частота и слова "антропология"). Теперь же, по состоянию на 1995 г., частотность данных терминов возросла в 10,2 раз для слова "гуманитарный", в 8,9 раз для слова "гуманный", в 5,3 раз для термина "гуманистический". Наконец, само понятие "гуманизация" прочно вошло в состав научной речи, составляя: в социологических текстах 20,2% от всей суммы родственных значений, в сфере просвещения и образования 25,2%} 226 1Примечательно, что в опытных частотных словарях 70-х гг. названные понятия по количеству мало отличаются от состояния частотности в 80гг. См.: Частотный словарь русского языка. Около 40000 слов. Под ред. Л.Н.Засориной. -М.: Русский язык, 1977, С. 40,152. 775 и т.д. 269 6. ГУМАНИЗМ В ДИСКУССИИ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНОИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ. В последние годы принято считать, что основным противоречием в восприятии идей гуманизма в недавно наступившее "новое время" является становление двух традиций в исторической идентификации данного понятия "гуманизм", В частности, первая ассоциирует его с эпохой Возрождения, когда он слыл знаменем борьбы с религией. Второй же, нынешний, для многих начинает ассоциироваться в качестве символа объединения практически всех видов общественного сознания с религией. Снятие этого противоречия осуществляется введением понятий "религиозный гуманизм" и "атеистический гуманизм". Так, период, когда христианство перестало по-своему "боготворить" Человека, освящая в нём всё естественное, и обратилось к догмам аскетизма, объявлявшего это естественное ничтожным, бренным и "противным добродетели", принято считать периодом угасания религиозного гуманизма и соответствующего нарастания авторитета "атеистического". При этом апелляция к нравственности из области веры перемещается в область рассудка, опираясь не на постулаты мифологического либо более иерархизированного религиозного сознания, но на философское обоснование гуманизма как неизбежного направления в развитии отношений, продиктованных объективными условиями жизни людей, т.е.,"бытия, определяющего то или иное сознание". При этом "зацикленность" традиционной отечественной философской мысли именно на "оппозиционной" паре "религиозныйатеистический" можно было бы отнести к историческим казусам, преследующим общественную мысль на протяжении чрезвычайно долгого времени. Так, почему бы не рассмотреть гуманизм в контексте антиномий правового, эстетического, нравственного, научного и философско-мировоззренческого видов общественного сознания? В результате мы получили бы столь же затяжную "всемирно |