Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 248]

восприимчивости, или «импритинговых» пиков, чрезвычайно важно и для выработки системы эффективного воспитания, и для предотвращения педагогических ошибок.
Многие современные социологи, психологи, культурологи, педагоги рассматривают процесс социализации как «обучение культуре», в котором детерминирующими факторами являются мотивации и индивидуальная значимость информации.
Усвоение устойчивых навыков и знаний требует определенной внутренней мотивации.
Сила мотивов определяет познавательную активность личности.
Мотивы усвоения информации с возрастом меняются.
В детстве главную роль играют физические потребности и влечения, эмоциональная зависимость от старших и любознательность.
В юношеском и зрелом возрасте
превалируют собственно социальные, интеллектуальные и нравственные мотивы.
Проявляющиеся и формирующиеся у личности новые модели мышления и поведения развиваются в процессе естественного отбора.
Пытаясь решить проблему методом проб и ошибок или подражая другим людям, человек вырабатывает новые способы деятельности.
Если найденный прием подкрепляется удовлетворением потребностей, повышенным вниманием, благодарностью, восхищением окружающих, повышением самооценки, он имеет тенденцию закрепляться и даже вытеснять другие приемы.
В индивидуальном развитии происходит не просто «наслаивание» одних навыков на другие, а непрерывная перестройка, реорганизация шаблонов поведения, мышления, эмоциональных стереотипов.

Социализация, рассматриваемая в аспекте усвоения ценностей, не является пассивным отображением внешней среды и
не может сводиться только к запоминанию.
Деятельность личности имеет активноприспособительный и, в тоже время целесообразный характер.
Воспринимая новую информацию, человек стремится уменьшить
свою неуверенность, упорядочить свой внутренний опыт.
Включение новой информации в систему личности происходит как непроизвольно, так и в результате систематических поисков.
Чем более развит человек, тем значительнее роль интеллекта в его дальнейшем культурном развитии.
И.
Лингарт различает в структуре учения четыре основных составляющих: мотивационную (состояние неуверенности, биологические и социальные потребности), познавательную (перцепция, мышление), исполнительную (программа деятельности, реакции, операции) и
контрольную1.
Выяснение их взаимодействия в каждом акте учения и в общем процессе социализации представляет собой задачу огромной сложности, в решении которой должны объединить
свои усилия представители различных отраслей человекознания.
Постижение культуры и ее гуманистического потенциала начинается с первых месяцев жизни человека.
Основная масса харакгерообразующей культурной информации воспринимается и получает организованную форму в 1Лингарт И.
Процесс и структура человеческого учения.
М ..
1970.
С .571.

246
[стр. 76]

76 возникший рефлекс может быть использован в дальнейшем обучении и как безусловный для подкрепления прививаемых навыков.
Установки, возникающие в периоды сенситивных пиков, включаются в ядро личности.
В дальнейшем они «обрастают» новыми, более или менее устойчивыми, ассоциациями, находят проявление в различных сферах деятельности и активно работают всю жизнь.
Другие запечатленные ассоциации, напротив, оказываются ненужными и вредными – например, застенчивость, излишняя внушаемость, недоверие.
Они обычно «нейтрализуются» и компенсируются сознательно воспитываемыми противоположными качествами.
У людей, от природы доверчивых и легко внушаемых, знающих за собой этот недостаток, можно заметить нарочитое недоверие к окружающим, подчеркнутое утверждение самостоятельности, которые служат как бы «защитным приспособлением» против излишней внушаемости.
Знание периодов максимальной восприимчивости, или «импритинговых» пиков, чрезвычайно важно и для выработки системы эффективного воспитания, и для предотвращения педагогических ошибок.
Значительная часть современных социологов рассматривает процесс социализации как «обучение культуре», в котором детерминирующими факторами являются мотивации и индивидуальная значимость информации.
Приобретение устойчивых навыков и знаний требует определенной внутренней мотивации.
Сила мотивов определяет познавательную активность личности.
Мотивы усвоения информации с возрастом меняются.
В детстве главную роль играют физические потребности и влечения, эмоциональная зависимость от старших и любознательность.
В юношеском и зрелом возрасте
повышается удельный вес собственно социальных, интеллектуальных и нравственных мотивов.
Новые модели мышления и поведения развиваются в процессе естественного отбора.
Пытаясь решить проблему методом проб и ошибок или подражая другим людям, человек вырабатывает новые способы деятельности.
Если найденный прием подкрепляется удовлетворением потребностей, повышенным вниманием, благодарностью, восхищением окружающих, повышением самооценки, он имеет тенденцию закрепляться и даже вытеснять другие приемы.
В индивидуальном развитии происходит не просто «наслаивание» одних навыков на другие, а непрерывная перестройка, реорганизация шаблонов поведения, мышления, эмоциональных стереотипов.

Важно подчеркнуть, что социализация, рассматриваемая в аспекте усвоения ценностей, не является пассивным отображением внешней среды и запоминанием.
Деятельность личности имеет активно-приспособительный и в то же время целесообразный характер.
Воспринимая новую информацию, человек стремится уменьшить
состояние своей неуверенности, упорядочить свой внутренний опыт.
Включение новой информации в систему личности происходит как непроизвольно, так и в результате систематических поисков.
Чем более развит человек, тем значительнее роль интеллекта в его дальнейшем культурном развитии.
И.
Лингарт различает в структуре учения четыре основных составляющих: мотивационную (состояние неуверенности, биологические и социальные потребности), познавательную (перцепция, мышление), исполнительную (программа деятельности, реакции, операции) и
контрольную95 .
Выяснение их взаимодействия в каждом акте учения и в общем процессе социализации представляет собой задачу огромной сложности, в решении которой должны объединиться
представители различных отраслей человекознания.
Усвоение культуры начинается с первых месяцев жизни.
Основная масса характерообразующей культурной информации воспринимается и получает организованную форму в детские годы, когда психика особенно пластична и впечатлительна.
От детских переживаний тянутся нити к будущим моральным убеждениям, предубеждениям, склонностям, успехам и неудачам.
З.Фрейд справедливо 95 Лингарт И.
Процесс и структура человеческого учения.
М., 1970.
С.
571.

[Back]