Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 253]

ванной системой требований, наград и наказаний, последовательно осуществляемой на практике.
В условиях, когда с личностью ребенка не считаются, требуя от него беспрекословного повиновения, вводят новые нормы с помощью угроз и наказаний, а не поощрений и наград, из него может вырасти личность авторитарного типа, которой свойственно сильное «деспотическое» суперэго, неспособное, однако, полностью организовать личность.
Авторитарный характер отличается слабой рациональностью, недоверием к фактам и доводам рассудка.
Его
привлекают иррационализм, мистицизм, подчас в сочегании с цинизмом.
Человек авторитарного типа испытывает чувство неуверенности, если у него нет хозяина или идеи, которым он мог бы полностью и беспрекословно подчиниться.
Он постоянно находится в поисках авторитета, разочарование в своих идеалах приводит его в полную растерянность, поэтому он враждебно воспринимает критику в свой адрес и адрес излюбленных его авторитетов.
Повышенная восприимчивость к религии сочетается в нем с убеждением, что человек
ничтежен и бессилен.
Нсгворческое, пассивное сознание порождает привычку к шаблонному мышлению, подверженность чужим мнениям, внушаемость.
При столкновении с трудностями
и проблемами авторитарная личность занимает выжидательную позицию, стремясь угадать направление действующих в данный момент сил, но не старается активно искать выход из затруднения.
Она может действовать успешно лишь в
рамках системы господства и подчинения, но не способна к демократическому сотрудничеству.
Сложившийся тип авторитарной личности фанатик, в котором полное господство какой-либо идеи сочегается с подавленностью естественных влечений.
Фанатичная личность неспособна к самокритике и признанию ошибок, склонна к догматизму, полному и беспрекословному подчинению.
Она проявляет бурную активность в рамках принятой веры и способна не отступать ни перед чем.
Результатом авторитарного воспитания может быть также и анархическая личность, не имеющая позитивной цели.
Ее самоутверждение достигается лишь в состоянии протеста, бунта, несогласия,
ниспровержения любых авторитетов.
Человек не желает подчиняться какой-либо дисциплине под предлогом того, что это ущемляет его самостоятельность.

Вряд ли правомерно абсолютизировать роль раннего детства в формировании характера, как это делается во многих работах американских этнологов.
При всей своей важности эта роль все же ограничена и, в некотором отношении, подобна роли биологической наследственности.
В детстве формируются лишь
потенциальные возможности человека.
Станут ли они актуальными чертами его характера, зависит от более поздних фаз развития.
Человек развивается всю жизнь.
В зрелом и даже в пожилом возрасте он способен усваивать новое и развивать
такие черты характера, которых у него раньше не было.
В любой культуре результатом первоначальной социализации является не один тип личности, а целая гамма непохожих друг на друга характеров.
Какие из них в дальнейшем закрепятся,
какие частично трансформируются, а какие примут совершенно новую жизненную форму, 251
[стр. 79]

79 любопытство, способность манипулировать с предметами, мешают развитию самостоятельности и творческих потенций.
Если в раннем детстве количество заботы вдруг резко сокращается (что бывает в результате смерти или ухода одного из родителей, а также при необходимости для женщины-матери работать и оставлять ребенка на чьем-либо попечении), результат оказывается более сложным.
Ситуация «прерванной заботы» активизирует бессознательный защитный механизм проекции.
В сознании ребенка уже сформировался образ матери, дающей пищу, уменьшающей боль и успокаивающей.
Этот образ направляет внимание ребенка и сопровождается чувством удовлетворения.
Но вот, начиная с некоторого момента, ребенок все чаще испытывает голод, раздражение, образ матери в его сознании вновь и вновь оживляется, но не сопровождается больше чувством насыщения и успокоения.
В результате у ребенка вырабатывается «амбивалентное», противоречивое отношение к образу матери, включающее в себя любовь и стремление к ней в сочетании с недоверием и боязнью утраты.
Такой противоречивый образ матери, проецируясь впоследствии на любимую женщину, индуцирует импульсы недоверия и враждебности.
Человек, перенесший в детстве смерть родителя, может стать источником напряженности и конфликтов.
Влияние отца на процесс социализации изучено в меньшей степени.
Слабый или часто отсутствующий отец не является подходящим объектом идентификации.
Отсутствие своевременной идентификации с отцом создает для юноши определенные трудности при овладении мужскими ролями.
Следствием является феминизация подростков или, реже, компенсаторная «сверхмаскулинизация», служащая часто симптомом конфликтной психики.
Для девочек опыт отношений с отцом важен при формировании «образа мужчины».
Практика семейного воспитания существенно зависит от представления родителей о ребенке и о природе тех сил, которые управляют его поведением.
Через призму обобщенного образа ребенка, специфичного для каждой культурной среды, преломляются индивидуальные чувства родителей.
На формирование психики ребенка оказывают влияние характеры родителей или воспитывающих лиц.
Важна общая воспитательная установка по отношению к детям.
Хотят ли родители, чтобы дети были продолжателями их собственного дела, оставались представителями той же общественной группы и профессии, что и они, или предпочитают, чтобы их социальных статус был более высок? Видят ли родители в детях только помощников, которых следует как можно больше удерживать поблизости, ограничивая их самостоятельность, или, напротив, себя рассматривают как «должников» своих детей, в счастье и успехах которых заключен главный смысл их собственного существования? Культурные установки родителей в отношении будущего ребенка влияют на его личность и на его представления о жизненных целях.
Очевидна зависимость, которая существует между характером личности и дисциплинарной системой, используемой при воспитании.
Когда к ребенку относятся как к полноправному члену семьи, уважают его личное достоинство, разъясняют смысл предъявляемых к нему требований, а не заставляют выполнять их с помощью угроз, развивается личность с рациональным сознанием, способная действовать самостоятельно и инициативно, чувствительная к общественным и коллективным интересам.
Рациональный демократичный характер вырабатывается у личностей, воспитанных в хорошо сплоченных семьях, с четким распределением прав и обязанностей, с признанным главой семьи, согласованной системой требований, наград и наказаний, последовательно осуществляемой на практике.
Если с личностью ребенка не считаются, требуя от него беспрекословного повиновения, если вводят новые нормы с помощью угроз и наказаний, а не поощрений и наград, из него может вырасти личность авторитарного типа, которой свойственно сильное «деспотическое» суперэго, неспособное, однако, полностью организовать личность.
Авторитарный характер отличается слабой рациональностью, недоверием к фактам и доводам рассудка.
Его
увлекают иррационализм, мистицизм, с которыми может сочетаться склонность к цинизму.
Человек авторитарного типа испытывает чувство

[стр.,80]

80 неуверенности, если у него нет хозяина или идеи, которым он мог бы полностью и беспрекословно подчиниться.
Поэтому он находится в постоянных поисках авторитета, разочарование в "символе веры" приводит его в полную растерянность, поэтому он враждебно воспринимает критику в свой адрес и адрес излюбленных его авторитетов.
Повышенная восприимчивость к религии сочетается в нем с убеждением, что человек
ничтожен и бессилен.
Нетворческое, пассивное сознание порождает привычку к шаблонному мышлению, подверженность чужим мнениям, внушаемость.
При столкновении с трудностями,
с неопределенностью авторитарная личность занимает выжидательную позицию, стремясь угадать направление действующих в данный момент сил, и не старается творчески активно выйти из затруднения.
Она может действовать успешно лишь в
системе господства и подчинения, но не приспособлена к демократическому сотрудничеству.
Законченный тип авторитарной личности – фанатик, в котором полное господство какой-либо идеи сочетается с подавленностью естественных влечений.
Фанатичная личность неспособна к самокритике и признанию ошибок, склонна к догматизму, полному и беспрекословному подчинению.
Она проявляет бурную активность в рамках принятой веры и способна не отступать ни перед чем.
Результатом авторитарного воспитания может быть также и анархическая личность, не имеющая позитивной цели.
Ее самоутверждение достигается лишь в состоянии протеста, бунта, несогласия.

Отклоняются всякие авторитеты.
Человек не желает подчиняться какой-либо дисциплине под предлогом того, что это ущемляет его самостоятельность.

Не следует абсолютизировать роль раннего детства в формировании характера, как это делается во многих работах американских этнологов.
Эта роль, при всей ее важности, все же ограничена и в некотором отношении подобна роли биологической наследственности.
В детстве формируются лишь
потенции.
Станут ли они актуальными чертами характера, зависит от более поздних фаз развития.
Человек развивается всю жизнь.
В зрелом и даже в пожилом возрасте он способен усваивать новое и развивать
черты характера, которых у него раньше не было.
В любой культуре результатом первоначальной социализации является не один тип личности, а целая гамма непохожих друг на друга характеров.
Какие из них в дальнейшем закрепятся,
найдут простор для своего проявления, какие частично трансформируются, а какие будут «разбиты» и примут совершенно новую жизненную форму – определяется практическими и идеологическими требованиями, которые предъявляются к людям данного общества.
На темпы и направление социализации влияет техника обучения ходьбе, языку, играм.
Развитие и особенности личности детей связаны с тем, когда, какими способами и сколь охотно взрослые члены общества передают детям свой опыт н знания.
Техника обучения складывается из методов обучения, форм поощрения и контроля.
Эффект обучения зависит от отношений между воспитателем и воспитуемым, между учеником и учителем.
Чем глубже доверие и взаимопонимание между ними, чем большим авторитетом пользуется учитель, чем он эмоциональнее, тем легче, полнее, прочнее усваивается преподносимый материал.
Конфликт между учеником и учителем снижает эффективность обучения.
Познавательная деятельность ребенка нуждается в одобрении и поддержке.
Образы и знания интегрируются, растут в объеме тем быстрее, чем последовательнее и согласованнее обращаются с ребенком окружающие.
На раннем этапе развития очень важно поощрять естественную склонность к познанию.
Чем больше нового видит и слышит человек, тем больше его интерес к познанию.
Чем больше опыт принятия самостоятельных решений, тем больше желание и способность справляться с различными трудностями.
Если обучение мотивируется только страхом неудачи или желанием вознаграждения, интерес к познанию может угаснуть.
Высокая оценка познавательных возможностей ребенка стимулирует развитие.
В одном из экспериментов детей информировали, что, согласно данным тестирования, от них следует ожидать в ближайшем будущем «интеллектуального скачка», хотя на самом

[Back]