жизнедеятельности, его реализация носит всепроникающий характер. Этот процесс начинается в семье, с момента овладения новорожденным основами человеческого общения, и продолжается всю жизнь во всех сферах бытия. Решающую роль в нем играет система образования, которая последовательно, стабильно, а главное, целеустремленно вводит индивида в мир культуры и гуманизма, закладывает фундамент гражданской, правовой, нравственной, политической, экономической, экологической, эстетической, физической, профессиональной культуры. Она включает его в социально-культурную деятельность, в процессе которой знания о культуре преобразуются в убеждения, в мировоззренческую, нравственно-эстетическую позицию, в толерантность как личностное качество. Объективные возможности XXI века, социальный и научно-технический прогресс предопределили бурное развитие средств массовой информации, Интернета и других компьютерных технологий, создали условия для успешного функционирования учреждений дополнительного образования, любительского художественного творчества и просветительного туризма, сделали доступным индивидуальное обучение детей основам искусств, вызвали широкое стремление людей всех возрастов к самообразованию и развитию своих творческих потенций. Появился ряд иных каналов гуманистически направленного культурологического образования, однако функция ведущего, стержневого звена в сложной и постоянно обновляющейся системе формирования личности как субъекта культуры, безусловно, сохраняется за школой. У школы есть бесспорные преимущества, ставящие ее в особое положение по отношению к другим институтам образования. В первую очередь это предопределяется научной обоснованностью ее воздействия, опорой на выверенное веками и постоянно совершенствуемое содержание учебной деятельности, на педагогические кадры, профессионально владеющие методикой обучения. Вместе с тем понятие «общее образование» и, тем более, «общекультурное развитие» сегодня нельзя сопоставлять с результатами деятельности только школы. Сложившееся к началу XXI века понимание общего образования достаточно полно и точно выразил И.Я. Лернер1 , охарактеризовавший его как процесс и результат освоения социального опыта, включающего в себя знания, навыки, ценности и практику творческой деятельности. Развивая это положение, O.E. Лебедев2 подчеркивает, что образование есть процесс формирования практической способности решения для личности проблем на основе использования социальной практики и осмысления собственного опыта обучаемых. 1Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М .. 1982. 191 с.; Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика. 1996. 2Лебедев O.E. К вопросу о сущности общего образования //Образование и культура Северо-запада России. Вестник Северо-Западного отделения Российской Академии образования. Вып.2. СПб., 1997. С.82-87. 279 |
113 принципами построения системы образования являются принципы целостности, непрерывности и прогностичности. 4. Взаимосвязь звеньев целостной образовательной системы не может сводиться только к реализации принципа преемственности, предполагающего поступательное усложнение учебно-воспитательных задач при переходе от более низких к более высоким ступеням образования. Речь должна идти о качественном преобразовании всей целостной системы непрерывного образования, приобретающей новые интегративные качества. 3.2. Культуротворческая направленность системы образования Формирование культуры носит всепроникающий характер. Этот процесс начинается в семье с овладения новорожденным основами человеческого общения и длится всю жизнь во всех сферах бытия. Однако решающую роль в нем играет система образования, которая последовательно, стабильно, а главное, целеустремленно вводит индивида в мир культуры, закладывает фундамент гражданской, правовой, нравственной, политической, экономической, экологической, эстетической, физической, профессиональной культуры, включает в социально-культурную деятельность, в процессе которой знания о культуре преобразуются в убеждения, в мировоззренческую, нравственно-эстетическую позицию. Социальный и научно-технический прогресс предопределил бурное развитие средств массовой информации, ввел в домашний обиход Интернет и другие достижения компьютеризации, создал условия для успешного функционирования учреждений дополнительного образования, любительского художественного творчества и просветительного туризма, породил возможность индивидуального обучения детей основам искусств, вызвал широкое стремление людей всех возрастов к самообразованию, и развитию своих творческих потенций. Наряду со школой возник ряд иных каналов культурологического образования, однако за ней, безусловно, сохраняется функция ведущего, стержневого звена в сложной и постоянно обновляющейся системе формирования личности как субъекта культуры. У школы есть бесспорные преимущества, ставящие ее в особое положение по отношению к другим институтам образования. В первую очередь это предопределяется научной обоснованностью ее воздействия, опорой на выверенное веками и постоянно совершенствуемое содержание учебной деятельности, на педагогические кадры, профессионально владеющие методикой обучения. Вместе с тем понятие «общее образование» и, тем более, «общекультурное развитие» сегодня нельзя сводить лишь к результатам деятельности одной школы. Современное понимание общего образования достаточно полно и точно выразил И.Я.Лернер118 , охарактеризовавший его как процесс и результат освоения социального опыта, включающего в себя знания, навыки, ценности и практику творческой деятельности. Развивая это положение, О.Е.Лебедев119 подчеркивает, что образование есть процесс формирования практической способности решения для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых. Вставшие в процессе образования проблемы О.Е.Лебедев разделяет на познавательные и практические, решаемые в повседневной жизни. К таковым он относит мировоззренческие, нравственные, коммуникативные проблемы и те жизненные задачи, которые постоянно возникают в общественно-политической, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах бытия. Такое образование школа может дать лишь в тесном взаимодействии с другими институтами формирования личности, особенно с теми, которые включают человека в социальную практику, позволяют апробировать свои силы, способствуют преобразованию знаний в убеждения, в нормы и принципы жизнедеятельности. 118 Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982. 191 с. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций//Педагогика. 1996. №2. С.7-11. 119 Лебедев О.Е. К вопросу о сущности общего образования//Образование и культура Северо-Запада России. Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. Вып. 2. СПб., 1997. С.82-87. |