Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 296]

Четвертая особенность заключается во всеобщей компьютеризации и внедрении результатов научно-технического прогресса в труд, общественно-политическую жизнь, быт и досуг, что приводит к противоречивой ситуации.
Как уже было подчеркнуто выше, с одной стороны, компьютер многократно облегчает получение информации, делает ее более доступной, полной и конкретной.
С другой
стороны, тот же компьютер освобождает учащегося от необходимости помнить, считать, сопоставлять, а главное -думать.
В сложившейся ситуации разные звенья образования вынуждены искать оптимальные методики,
позволяющие использовать конструктивно-информационный потенциал современной техники, и, вместе с тем, сохранить интеллектуальный тренинг, обеспечивающий развитие умственных способностей и трудолюбия учащихся.
Приоритеты государственной политики в сфере культуры и образования в экономически развитых странах мира
определены тем, что в сложившейся формуле «наука-производство» недоставало такого промежуточного звена, как «образование», без которого невозможен научно-технический прогресс.
К этому следует добавить и такой
показатель, как фактор самого общества.
Опыт послевоенных Японии и Германии, а в последние десятилетия Южной Кореи, Сингапура, Турции, Мексики и ряда других стран свидетельствует о том, что экономические достижения, как правило, стали следствием приоритетных инвестиций в образование и опережающего развития именно этой сферы общественной жизни.
Видя в совершенствовании образования важнейший источник социально-экономического прогресса, парламент и правительство Великобритании приняли в
1980-е 1990-е годы 14 государственных программ развития системы образования, в том числе «Нация в опасности» (1983), «Акт об образовании в целях экономической безопасности» (1987), «Поправки к закону об усовершенствовании работы школы» (1988), «Закон о реформе образования» (1990) и т.д.
Особое значение в Великобритании и других англоязычных странах с традиционно децентрализированными системами образования и широкой
свободой выбора содержания обучения приобрели принятые в 1990-х годах программные документы о внедрении государственных образовательных стандартов.
В 1987 году Министерство образования и науки приняло «Национальный учебный план», который предусматривал минимум естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний учащихся на различных стадиях обучения.

Этот план, внедренный в Великобритании в 1989 1990 учебном году и впоследствии принятый в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах, позволил упорядочит!) учебный процесс, обеспечить культурологическую направленность образования, сохранив при этом право на любые дополнительные авторские программы.
В итоге
каждое учебное заведение в экономически развитых странах 294
[стр. 119]

119 своем могуществе техника лишена интеллекта, не способна к рассуждениям и не умеет ориентироваться в нужном направлении.
Именно человек – ее хозяин – призван моделировать и направлять ее развитие.
И не качества элитарных групп, а именно средние качества миллиардов жителей планеты станут определять подлинное лицо общества, вступившего в третье тысячелетие».
Первая особенность современных образовательных систем в США, Японии, Западной Европе проявляется в их гуманистической направленности.
На рубеже третьего тысячелетия все в большей мере реализуются идеи Альберта Эйнштейна и Бертрана Рассела о том, что основополагающим принципом и критерием эффективности учебного заведения любого типа должен стать гуманизм образования, который обеспечивается и его содержанием, и методикой педагогического воздействия.
Гуманизация образования предопределила появление в общеобразовательной и профессиональной школе новых курсов истории, литературы, философии, психологии, культурологии; обусловила широкое внедрение занятий музыкой, пением, изобразительным и иными видами искусств.
Однако наибольший результат здесь достигается благодаря нравственной атмосфере, основанной на признании приоритета личности обучаемого как высшей ценности общества.
Вторая особенность модели школы конца XX – начала XXI века нашла наиболее полное отражение в поликультурной и многонациональной среде обучения и воспитания детей и молодежи.
Интернационализация экономики, духовной жизни и другие интеграционные процессы в странах Общего рынка, Японии, США, Канаде, Израиле породили веротерпимость и уважение к культуре различных народов, создали условия для формирования такого микросоциума, который впитал бы в себя лучшие традиции не только отечественной, но и мировой культуры.
Практически каждый старшеклассник немецкой, французской, итальянской, скандинавской или иной европейской школы знает английский язык, может объясняться на нем, прочитать информацию или понять содержание фильма; подавляющее большинство побывали во многих странах Европы; имеют представление о Лувре, Британском музее, Кельнском соборе; могут дать характеристику католицизму, православию, исламу, протестантству.
Аналогичные процессы протекают в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, где гуманистические и поликультурные традиции и воспитание молодежи свели к минимуму проявления национализма и шовинизма, позволили утвердить в ее среде высокие гуманистические качества.
Третья особенность этой модели порождена динамизмом современного производства, революционными темпами его обновления, утверждением новых видов профессионально-трудовой деятельности, которые требуют высокой технологической культуры, психической и физической устойчивости, профессиональной гибкости и мобильности, умения постоянно обновлять и обогащать свои знания.
Все это, в свою очередь, диктует необходимость так построить занятия в общеобразовательной и профессиональной школе, чтобы обучающиеся выработали соответствующие навыки интеллектуального и физического труда, умения быстро и оперативно менять виды деятельности, способность рассчитывать эффективность и полезность любой работы.
Четвертая особенность вытекает из тотальной компьютеризации и внедрения других результатов научно-технического прогресса в труд, общественно-политическую жизнь, быт и досуг, что порождает для школы сложную и противоречивую ситуацию.
Как подчеркивалось выше, с одной стороны, компьютер или иная современная техника существенно облегчает получение информации, делает ее более доступной, полной и конкретной.
С другой
тот же компьютер освобождает учащегося от необходимости помнить, считать, сопоставлять, а главное, думать.
В сложившейся ситуации разные звенья образования вынуждены искать оптимальные методики,
которые позволяют извлечь из имеющейся техники ее конструктивно-информационный потенциал и, вместе с тем, сохранить интеллектуальный тренинг, обеспечивающий развитие умственных способностей и трудолюбия учащихся.


[стр.,120]

120 Приоритеты государственной политики в сфере культуры и образования в экономически развитых странах мира вытекают из того, что в сложившейся формуле «наука – производство» длительное время недоставало такого промежуточного звена, как «образование», без которого невозможен фронтальный научно-технический прогресс.
К этому следует добавить и такой
фактор, как конкурентоспособность общества.
Опыт послевоенной Японии и Германии, а в последние десятилетия Южной Кореи, Сингапура, Турции, Мексики и ряда других стран свидетельствует о том, что экономические успехи, как правило, являлись следствием приоритетных инвестиций в образование, обеспечения опережающего развития именно этой сферы общественной жизни.
Видя в совершенствовании образования важнейший источник социальноэкономического прогресса, парламент и правительство Великобритании приняли в
80–90е годы 14 государственных программ развития системы образования (в том числе «Нация в опасности» (1983), «Акт об образовании в целях экономической безопасности» (1987), «Поправки к закону об усовершенствовании работы школы» (1988), «Закон о реформе образования» (1990) и т.д.).
Особое значение в Великобритании и других англоязычных странах с традиционно децентрализированными системами образования и широкой
демократией в отборе содержания обучения приобрели принятые в 90-х годах программные документы о внедрении государственных образовательных стандартов.
В 1987 году Министерство образования и науки приняло «Национальный учебный план», который предусматривал минимум естественнонаучных, гуманитарных и технических знаний учащихся на различных стадиях обучения.

Внедренный в Англии в 1989 – 1990 учебном году и впоследствии принятый в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах, этот план позволил упорядочить стержень учебного процесса, обеспечить культурологическую направленность образования, сохранив при этом право на любые дополнительные авторские программы.
В итоге
всей этой работы каждое учебное заведение в экономически развитых странах мира имеет определенный набор предметов, обязательных для всех школ, колледжей, институтов; ряд дисциплин, обязательных для выбора учащимися, и ряд факультативов, избираемых по желанию обучающихся.
Престижность образования подтверждается тем, что, к примеру, в США семь президентов, возглавлявших страну в последние сорок лет, в число трех первых своих декретов и деклараций включали программы усовершенствования образования.
Дж.Буш в 1988 году объявил себя «президентом образования», а Билл Клинтон, придя в Белый дом в январе 1993 года, в первом послании Конгрессу отметил, что самой приоритетной своей задачей видит государственную поддержку американской школы конца XX века, которая должна внести решающий вклад в социальный и научнотехнический прогресс как в США, так и во всем мире.
При самом широком разнообразии форм и содержания начального, среднего, высшего и поствысшего образования в разных странах мира в 90-е годы наметилось сближение понимания сущности и природы школы, в которой в любом регионе планеты – от Северной Америки до Центральной Африки – видят ключевую роль в развитии личности и подготовки ее к труду, общественной и семейной жизни, к продолжению учебы в системе непрерывного образования и самообразования.
По заключению ЮНЕСКО, среднее образование на рубеже XX и XXI веков во всем мире будет представлять ступень системы просвещения, располагающуюся между начальной и высшей школами, которая охватит учащихся от 11–12 до 17–18 лет и объединит общеобразовательную школу, дающую знания, умения и навыки, необходимые для любой последующей специализированной подготовки, и профессиональнотехнические учебные заведения, ориентированные на непосредственную подготовку человека к определенной профессии или роду деятельности.
В складывающейся модели школы начала третьего тысячелетия есть немало подлинно прогрессивного, но есть и ряд существенных противоречий.
Для США, Японии и стран Западной Европы в этой модели достигается существенный результат в

[Back]