Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 300]

«адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры»1 .
Для
осуществления этой задачи необходимо, с одной стороны, сохранить и закрепить непреходящие ценности российского образования, но, вместе с тем, более глубоко изучить мировой опыт организации общего и профессионального образования, выявить основные тенденции развития зарубежной школы.
Следует отметить общечеловеческое и национальное в системах образования различных стран, а главное, определить реальные образцы, руководствуясь которыми можно совершенствовать российскую профессиональную школу и всю систему непрерывного образования.
Наибольший интерес в этом плане представляет опыт экономически
развитых стран.
Однако, чтобы не впадать в крайности и не делать случайных опенок, целесообразно рассмотреть достижения, проблемы и противоречия нашей школы через призму общей образовательной политики.
Учебные заведения любого уровня и любой направленности имеют безусловную
ценность, но, в первую очередь, они составляют одно из звеньев общей системы непрерывного образования, и их оценка будет правильной и обоснованной на фоне учета глобальных образовательных процессов.
Функционирующие в США, Японии и Западной Европе системы общего и профессионального образования отличает разнообразие содержания, сроков, целевых установок, источников финансирования, методик и организации обучения.
К примеру, в США
имеются профессиональные курсы, где за две-три недели можно получить квалификацию помощника санитара, и профессиональные школы, в которых в течение шести лет готовят дипломированных программистов со средним образованием.
Учебные заведения
открывают федеральные органы, штаты, муниципалитеты, общины, производственные компании, торговые фирмы, общественные фонды, благотворительные организации, инициативные группы, научные центры, частные лица.
Общеобразовательные
профессиональные школы появляются на базе университетов, производственных и торговых предприятий, церквей и даже тюрем.
В этой ситуации государство видит свою
задачу в том, чтобы, не связывая муниципальную, общественную или частную инициативу, обеспечить в каждом учебном заведении определенный образовательный стандарт.
Ныне в США реализуются 4 национальных и сотни региональных программ общею и профессионального обучения молодежи и людей третьего возраста, здоровых и инвалидов, состоятельных и материально нуждающихся, коренных американцев и иммигрантов.
Политика государственных органов США, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании и других экономически развитых стран в конце XX века в области профессионального образования в первую очередь была направлена на то, чтобы преодолеть узкий практицизм профессиональной 1Закон Российской Федерации об образовании.
М.: Просвещение, 1993.
С.6.

298
[стр. 122]

122 Новая школа реализует в себе модель базового образования, которое, при учете национальной, региональной и иной специфики, должно:  до 75–80% учебного времени посвятить родному языку, истории, математике, основам информатики, естественнонаучным дисциплинам и иностранным языкам, обеспечить культурологическую, естественнонаучную, математическую и технологическую подготовку учащихся на всем периоде обучения;  усилить гуманитарные аспекты образования; включить в учебные курсы материал, раскрывающий взаимосвязь нации, культуры, технологии и общественной жизни; сформировать знания о человеке, его развитии, мотивах поведения, способах общения, условиях плодотворной и счастливой жизни.
Приведенная выше концепция принадлежит Римскому клубу как наиболее признанному в мире международному интеллектуальному центру, однако сами авторы отмечают, что в ряде позиций она требует существенной доработки, связанной с учетом процессов интернационализации жизни, усилением внимания к социально-культурным явлениям, с ориентацией на развитие познавательной и творческой активности обучающихся.
Особое место должна занять разработка современной концепции профессионального обучения как одного из непреложных компонентов единой системы непрерывного образования.
Прогнозируя профессиональную школу начала XXI века, ученые разных стран сходятся на том, что она должна:  строиться на опережающей в своем развитии материально-технической базе и технологии, с которой выпускники учебного заведения этого типа встретятся и непосредственно после ее окончания, и через 10 – 12 лет профессионально-трудовой жизни;  соединять профессиональную подготовку с образованием в объеме средней школы, что позволит учащемуся после выпуска работать по избранной специальности или продолжать обучение в высшей школе;  осуществлять учебно-воспитательный процесс на принципах педагогики сотворчества, стимулирующей познавательную активность учащихся и эффективно реализующей их творческие потенции.
Наиболее существенные результаты в строительстве профессионально-технической школы ныне достигнуты в России, на Украине, во Франции и Чехии.
Принятые в этих странах системы обучения и воспитания специалистов средней квалификации рассматриваются как своеобразные эталоны, последовательное развитие и обогащение которых может реально привести к созданию модели среднего профессионального учебного заведения XXI века.
Определяя общие требования к содержанию образования, «Закон Российской Федерации об образовании» на одно из главных мест поставил задачи обеспечить:  «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры»126.
Для
практического осуществления этой исходной установки необходимо, с одной стороны, сохранить и закрепить непреходящие ценности российского образования, а с другой – более глубоко изучить мировой опыт организации общего и профессионального образования, выявить основные тенденции развития зарубежной школы, определить общечеловеческое и национальное в системах образования различных стран, а главное, увидеть в сложившейся практике реальные образцы, равняясь на которые, сегодня можно сделать существенный шаг в совершенствовании российской профессиональной школы и всей системы непрерывного образования.
Наибольший интерес в этом плане представляет опыт экономически
высокоразвитых стран.
Однако, для того, чтобы не впадать в крайности и случайные оценки, целесообразно несколько подняться над собственно школой, рассмотрев ее достижения, 126 Закон Российской Федерации об образовании.
М.: Просвещение, 1993.
С.6.


[стр.,123]

123 проблемы и противоречия через призму общей образовательной политики.
Учебные заведения любого уровня и любой направленности имеют безусловную
самоценность, но, в первую очередь, они составляют одно из звеньев общей системы непрерывного образования, и их оценка будет правильной и обоснованной лишь на фоне учета глобальных образовательных процессов.
Сложившиеся в США, Японии, Западной Европе системы общего и профессионального образования отличаются широчайшим разнообразием в содержании, сроках, целевых установках, источниках финансирования, методике и организации обучения.
К примеру, в США
есть профессиональные курсы, где за две – три недели дают квалификацию помощника санитара, и профессиональные школы, в которых в течение шести лет готовят дипломированных программистов со средним образованием.
Учебные заведения
создают федеральные органы, штаты, муниципалитеты, общины, производственные компании, торговые фирмы, общественные фонды, благотворительные организации, инициативные группы, научные центры, частные лица.
Общеобразовательные
и профессиональные школы возникают на базе университетов, производственных и торговых предприятий, церквей и даже тюрем.
В этой ситуации государство видит свою
роль в том, чтобы, не связывая муниципальную, общественную или частную инициативу, обеспечить в каждом учебном заведении определенный образовательный стандарт.
На конец 90-х годов в США реализовалось 4 национальных и сотни региональных программ общего и профессионального обучения молодежи и людей третьего возраста, здоровых и инвалидов, состоятельных и материально нуждающихся, коренных американцев и иммигрантов.
Усилия государственных органов США, Великобритании, Германии, Японии и других экономически развитых стран в конце XX века в области профессионального образования в первую очень были связаны с тем, чтобы преодолеть узкий практицизм профессиональной школы, поднять ее до способности готовить специалистов широкого профиля, совмещающих профессиональное мастерство с техническими и гуманитарными знаниями на уровне средней школы.
Примером здесь служит Франция, которая еще в 70-е годы XX века успешно использовала российский опыт среднего профессионального образования и достигла того, что 40 – 42 % молодежи после восьмилетней школы продолжает учебу в учебных заведениях профессионального образования, получая здесь и необходимые гуманитарные знания, а с конца 90-х годов и культурологическую подготовку.
Ведущим мотивом преобразования автономных профессиональных училищ в составные части более широких образовательных центров (университетов, колледжей, учебно-производственных комплексов и т.д.) является стремление усилить связь профессионального обучения с источниками научно-технического прогресса, привлечь к процессу обучения университетскую профессуру и конструкторов новой техники, преодолеть узко практическую направленность профессиональной школы.
Главное достоинство американской, японской и западно-европейской системы непрерывного образования – в ее технической оснащенности, компьютеризации, позволяющей в любое время и в любом месте донести до обучающегося необходимую ему новую информацию.
Не менее важна динамичность и мобильности сложившихся в США форм первичного профессионального образования и повышения квалификации, которая откликается на требования научно-технического прогресса значительно быстрее, чем система общего среднего и высшего образования.
Почти идентичные процессы с учетом национальных и региональных особенностей протекают в Канаде, Японии, Западной Европе.
Однако, концентрация основных звеньев профессиональной школы и, в первую очередь, системы повышения квалификации непосредственно в сфере производства, порождает ряд существенных проблем, в определенной мере деформирующих целевые установки непрерывного образования.
Основное противоречие сложившегося в Японии, Северной Америке и Западной Европе базового образования и системы повышения квалификации – в их прагматичности, в

[Back]