Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 306]

самореализации личности, удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов.
Однако по своей организации он заметно отстает от
сферы труда.
Научным обеспечением труда общество занималось на протяжении тысяч лет, а научная организация досуга вошла в орбиту интересов ученых и практиков сравнительно недавно.

К началу нашего столетия активность людей в сфере досуга приобрела новое качество.
Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности.
Характерно, что, если прежде досуг четко дифференцировался на индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок.
При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная.

По сравнению с организованным, неорганизованный досуг оказался более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.
Традиционные культурно-досуговые учреждения пока освоили лишь незначительную часть свободного времени людей.
Во многом это обусловлено тем, что они по
старинке занимаются организацией давно отработанных форм культурно-досуговой деятельности.
Между тем
реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки.
Это и разнообразные виды любительства, и новые синтетические формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной эмоциональной жизни.
Игнорирование реальных интересов граждан
официальными учреждениями досуга приводит к появлению стихийных объединений, деятельность которых прогекаег вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности.
На
содержание и формы культурно-досуговой деятельности, на всю сферу свободного времени существенно влияет научно-технический прогресс.
Современный человек стремится рационально проводит], свой досуг, использовать при этом последние достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном и рекреативном плане.
Изменение роли и места свободного времени в жизни человека начала XXI века
заставляет думать о повышении досуговой квалификации людей.
При
этОлМ следует учесть, что если вопросы обучения или повышения трудовой квалификации являются традиционными, а подготовка молодежи к труду составляет важнейшее направление деятельности системы народного образования, то повышение досуговой квалификации, формирование готовности каждого человека к рациональному проведению своего свободного времени пока остается в основном стихийным процессом.
Длительное время, в первую очередь —все годы советской власти, наше общество пыталось решать проблемы воспитания личности, ограничивая этот 304
[стр. 126]

126 значительной части населения духовно-эстетических интересов; чувство растерянности, вызванное крушением идеалов, которые питали патриотизм нескольких поколений; проявление в отдельных кругах элементов национализма, местничества, потребительского отношения к жизни, а главное, потеря исторических перспектив развития своего Отечества.
Наиболее остро сегодня встали проблемы культурно-досуговой деятельности, ибо развитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга в духовной жизни общества.
В подавляющем большинстве стран – от США, Канады или Японии до Дании, Турции и Бразилии – принимаются и реализуются национальные программы организации досуга разных групп населения, финансируется строительство культурных комплексов и региональных центров досуга, осуществляется система эстетического воспитания детей и гуманизация досуга людей пожилого возраста; расширяется подготовка социальных педагогов, релаксаторов, аниматоров и других специалистов, призванных способствовать рациональному использованию свободного времени людей.
Принятая сегодня в мире практика реализации нравственно-эстетического потенциала досуга представляет несомненный интерес и для России, при этом особого внимания заслуживает международный опыт защиты национально-культурных традиций свободного времяпрепровождения.
К примеру, в Японии разработана и успешно осуществляется система материального поощрения прикладного народного творчества.
В школах и культурно-досуговых центрах пропагандируется народное музыкальное, хореографическое, песенное искусство.
Фильмы, спектакли, выставки, отражающие культурные традиции народа, получают существенную дотацию государства и местных органов власти.
Постоянная забота о сохранении и обогащении фольклорного искусства, народных ритуалов и обрядов составляет важное направление государственной политики стран Западной Европы.
Здесь практически в каждой школе или ином учебном заведении есть фольклорные коллективы, а записанные на видеоили аудиокассеты фольклорные концерты раскупаются в гораздо больших тиражах, чем американские эстрадные шлягеры.
В странах Юго-Восточной Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Скандинавии, Германии, Бельгии, Голландии органы управления культурой несут перед государством ответственность за недопущение на эстраду и в другие сферы культурно-досуговой деятельности явлений антикультуры.
В последние десятилетия XX века наблюдается рост значения досуга как общественной ценности.
Свободное время по своему объему начинает превышать время труда.
Резервы воспитательного воздействия общества на личность в этой связи перераспределяются, и досуг ныне превратился в столь же важную сферу формирования личности, какими традиционно выступали прежде учеба и труд.
Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов.
Однако по своей организации он заметно отстает от
труда.
Научным обеспечением труда общество занималось на протяжении тысяч лет, а научная организация досуга вошла в орбиту интересов ученых и практиков сравнительно недавно.

За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество.
Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности.
Характерно, что, если прежде досуг четко дифференцировался на индивидуально-семейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок.
При этом практика показывает, что неформальная система организации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная.

Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.
Учреждениями культуры пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей.
Во многом это обусловлено тем, что они по
традиции занимаются

[стр.,127]

127 организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности.
Между тем
как реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки.
Это и разнообразные виды любительства, и новые синтетические формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной эмоциональной жизни.
Игнорирование реальных интересов граждан
учреждениями досуга приводит к возникновению стихийных объединений, чья деятельность протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности.
На
сферу свободного времени существенно усилилось влияние научно-технической революции.
Это находит выражение в стремлении людей рационализировать свой досуг, использовать в нем современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном, рекреативном плане.
Изменение роли и места свободного времени в жизни человека начала XXI века
побуждает поставить вопрос о повышении досуговой квалификации людей.
При
этом следует учитывать, что если вопросы обучения или повышения трудовой квалификации являются традиционными, а подготовка молодежи к труду составляет важнейшее направление деятельности системы народного образования, то повышение досуговой квалификации, формирование готовности каждого человека к рациональному досугу пока, в значительной мере, остается во многом стихийным процессом.
В течение многих десятилетий общество пыталось решать проблемы воспитания личности, ограничивая этот процесс рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива.
В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга.
Однако эффективность культурно-досуговой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения.
Можно спорить о принципиальной правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью личности в ее свободное время нельзя.
Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей людей, однако методика решения этой задачи ждет еще глубоких и достоверных исследований.
От науки, и в первую очередь от прикладной культурологии, требуются ответы на многие вопросы, связанные с функционированием культуры и культурно-досуговой деятельности в новых социальноэкономических условиях.
Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, и пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам породило глубокие противоречия в культурной политике.
За годы советской власти были уничтожены десятки тысяч центров камерного досуга, к которому тяготеет подавляющее большинство населения.
Зато построена масса отвергнутых зрителями, практически пустующих ангаров, под которыми подразумевались современные кинотеатры.
Недостаток, а подчас и полное отсутствие профессионализма в организации общественного досуга часто приводит к грубым отступлениям от элементарных психолого-педагогических требований.
Взять, к примеру, дифференцированный подход к объекту воздействия.
Его в некоторых случаях довели до такого абсурда, при котором начисто снижается возможность обеспечить преемственность и взаимообогащение поколений.
Для подростков – рок-ансамбли, для пенсионеров – лекции о текущем моменте.
Каждому только свое.
В этой связи целесообразно вернуться к опыту замечательного режиссера и педагога Александра Александровича Брянцева, который заменил поклассные посещения ТЮЗа семейными культпоходами с тем, чтобы спектакль не стал механическим продолжением урока литературы, а побуждал к сопереживанию отцами и детьми единых нравственных проблем.
Основатель российского театра для детей, безусловно, осознавал значение

[Back]