Проверяемый текст
Ариарский М.А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001
[стр. 307]

процесс рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива.
В последние годы
были предприняты попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса и включить в него сферу досуга.
Однако эффективность культурно-досуговой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения.

В течение многих лет специалисты социально-культурной деятельности не могут решить вопрос о принципиальной правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли сейчас следует сомневаться в том, что напрямую управлять деятельностью личности в ее свободное время нельзя.
Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей людей, однако методика решения этой задачи
требует глубоких и достоверных исследований.
Наука, и, в первую очередь, прикладная культурология должна ответить на многие вопросы, связанные с функционированием культуры и культурно-досуговой деятельности в новых социальноэкономических условиях.
Игнорирование объективных процессов в социально-культурной сфере и пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурнодосуговым интересам породило глубокие противоречия в культурной политике.
За годы советской власти были уничтожены десятки тысяч центров камерного досуга, к которому тяготеет подавляющее большинство населения.
Зато
в крупных городах были возведены сотни практически пустующих в настоящее время бетонных ангаров современных кинотеатров.
Неумение, а подчас и полное отсутствие профессионализма в организации общественного досуга часто приводит к грубым отступлениям от элементарных психолого-педагогических требований.
Например, дифференцированный подход к объекту воздействия, в некоторых случаях доведенный до полного абсурда.
При этом утрачивается возможность обеспечить преемственность и взаимообогащеиие поколений.
Подростков увлекают концерты рок-ансамблей, пенсионеров лекции о текущем моменте.
Каждого может интересовать только своя область времяпрепровождения.
Практика подтверждает, что сегодня целесообразно вернуться к опыту замечательного режиссера и педагога Александра Александровича Брянцева, который заменил посещение Театра юного зрителя школьными классами на семейные культпоходы для того, чтобы спектакль не являлся механическим продолжением урока литературы, а побуждал к сопереживанию отцами и детьми единых нравственных проблем.
Основатель российского театра для детей, безусловно, осознавал значение
дифференцированного принципа приобщения разных групп населения к достижениям отечественного и мирового искусства, но категорически отвергал при этом вульгарно-примитивный подход.
305
[стр. 127]

127 организацией традиционных форм культурно-досуговой деятельности.
Между тем как реальное творчество разных групп населения, их интересы и потребности давно переросли эти рамки.
Это и разнообразные виды любительства, и новые синтетические формы художественной самодеятельности, и проведение камерных праздников, обрядов, ритуалов, другие виды коллективной эмоциональной жизни.
Игнорирование реальных интересов граждан учреждениями досуга приводит к возникновению стихийных объединений, чья деятельность протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности.
На сферу свободного времени существенно усилилось влияние научно-технической революции.
Это находит выражение в стремлении людей рационализировать свой досуг, использовать в нем современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном, рекреативном плане.
Изменение роли и места свободного времени в жизни человека начала XXI века побуждает поставить вопрос о повышении досуговой квалификации людей.
При этом следует учитывать, что если вопросы обучения или повышения трудовой квалификации являются традиционными, а подготовка молодежи к труду составляет важнейшее направление деятельности системы народного образования, то повышение досуговой квалификации, формирование готовности каждого человека к рациональному досугу пока, в значительной мере, остается во многом стихийным процессом.
В течение многих десятилетий общество пыталось решать проблемы воспитания личности, ограничивая этот процесс рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива.
В последние годы
имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга.
Однако эффективность культурно-досуговой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения.

Можно спорить о принципиальной правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью личности в ее свободное время нельзя.
Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей людей, однако методика решения этой задачи
ждет еще глубоких и достоверных исследований.
От науки, и в первую очередь от прикладной культурологии, требуются ответы на многие вопросы, связанные с функционированием культуры и культурно-досуговой деятельности в новых социальноэкономических условиях.
Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, и пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам породило глубокие противоречия в культурной политике.
За годы советской власти были уничтожены десятки тысяч центров камерного досуга, к которому тяготеет подавляющее большинство населения.
Зато
построена масса отвергнутых зрителями, практически пустующих ангаров, под которыми подразумевались современные кинотеатры.
Недостаток, а подчас и полное отсутствие профессионализма в организации общественного досуга часто приводит к грубым отступлениям от элементарных психолого-педагогических требований.
Взять, к примеру, дифференцированный подход к объекту воздействия.
Его в некоторых случаях довели до такого абсурда, при котором начисто снижается возможность обеспечить преемственность и взаимообогащение поколений.
Для подростков – рок-ансамбли, для пенсионеров – лекции о текущем моменте.
Каждому только свое.
В этой связи целесообразно вернуться к опыту замечательного режиссера и педагога Александра Александровича Брянцева, который заменил поклассные посещения ТЮЗа семейными культпоходами с тем, чтобы спектакль не стал механическим продолжением урока литературы, а побуждал к сопереживанию отцами и детьми единых нравственных проблем.
Основатель российского театра для детей, безусловно, осознавал значение


[стр.,128]

128 принципа дифференциации приобщения разных групп населения к достижениям отечественного и мирового искусства, но категорически отвергал вульгарно-примитивный подход к его реализации.
У нас нет присущей Западу индустрии досуга; нет ничего сравнимого с культурными центрами Дж.Кеннеди и Ж.Помпиду; нет национально-культурных заповедников, как в США или Японии, но у нас есть непреходящие ценности общественно-просветительного движения, есть успешный опыт ликвидации неграмотности и малограмотности, опыт вовлечения миллионов в добровольное и общедоступное общественно-культурное творчество в сфере досуга; есть, наконец, великолепные традиции реализации принципов социальной справедливости в культурно-досуговой деятельности, которые необходимо сохранять и умножать.
Магистральный путь эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга сегодня видится:  в гуманизации социально-культурной деятельности в свободное время, освобождении ее от несвойственных природе досуга идеологических и производственных функций; актуализации национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;  в создании системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения широкой доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты от коммерциализации культуры и нарушения принципа социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;  в разработке и осуществлении федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на данной территории групп населения;  во всестороннем развитии инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки, музеи, библиотеки, кинотеатры и т.д.) и создании новых общественно-государственных центров досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;  в коренной перестройке образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI века.
Однако наряду с этими очевидными направлениями социальной деятельности сложившаяся ситуация требует учета более глубинных факторов, детерминирующих государственную политику и общественную позицию в части реализации культуросозидающего потенциала досуга, а это предопределяет необходимость глубокого и разностороннего научного анализа проблемы.
Э.В.Соколов128 , Ю.Н.Кротова129 , А.С.Орлов130 и ряд других исследователей справедливо подчеркивали, что истоки общества рационального досуга уходят в глубины истории, в Древний Восток, античный мир, в эпоху Возрождения, в языческие традиции доколумбовой Америки; в иудаизм, христианство, ислам; в философию, социологию, психологию, педагогику и другие науки о человеке, который по мере развития цивилизации все в большей степени становится хозяином своего времени, постигает ценность досуга и формирует в себе умения и навыки его разумного использования.
Элементы складывающегося восприятия досуга как средства рекреации и фактора духовной жизни встречаются в разнообразных документах, раскрывающих историю Китая, Индии, Египта, Двуречья.
Однако относительно сложившаяся система взглядов на 128 Соколов Э.В.
Свободное время и культура досуга Л., 1977.
207 с.
129 Кротова Ю.Н.
Досуг вчера и сегодня.
Становление современных взглядов на социальную ценность досуга.
СПб., 1993.
23 с.
130 Орлов А.С.
Социология рекреации.
М., 1995.
148 с.

[Back]